Как Россия могла бы стать союзником Америки

В общем хоре алармистских заявлений с обеих сторон удивительно слышать, как Михаил Ходорковский, российский миллиардер и нефтяной магнат, которого президент Владимир Путин посадил на десять лет, рассказывает о России, которая может стать демократическим союзником Америки и Европы через десять или двадцать лет.

HEAT2.00_05_49_08.Still002-800x500

«Раньше или позже система развалится», сказал Ходорковский на прошлой неделе в своем выступлении на заседании исследовательского центра Атлантического совета НАТО. «После Путина ситуация изменится».

Помилованный и освобожденный Путиным накануне Олимпийских Игр в Сочи и живущий в настоящий момент в эмиграции в Швейцарии, 51-летний диссидент призвал страны Запада готовиться к этому будущему. «Запад должен установить тесные связи с европейски ориентированной частью российского общества и разработать план быстрой реинтеграции страны в мировое сообщество после смены режима», заявил он, поскольку «у нас будет совсем немного времени для этого».

Учитывая то, как прочно Путин утвердился у власти и как жестко он подавляет любую оппозицию, это звучит как неосуществимая мечта. Та легкость, с которой Путин восстановил авторитарный способ правления и массовая поддержка населением захвата Крыма, оставляют весьма немного надежд на демократизацию России. Тем не менее, есть серьезные причины прислушаться к советам Ходорковского.

Во первых, собственная биография бывшего магната обеспечивает ему особое положение и право поднимать подобные проблемы. Ходорковский был одним из так называемых олигархов, разделивших между собой природные ресурсы России, получив их почти даром в так называемые «лихие 90-е», когда Россия совершала переход от коммунизма к капитализму. На первых порах репутация Ходорковского была не особенно привлекательной. Во время интервью, которое я брала у него более десяти лет назад на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе, он вел себя жестко и холодно.

Однако, в отличие от остальных олигархов, Ходорковский трансформировал свою нефтяную компанию «Юкос» в гигантскую корпорацию, готовую работать в соответствии с международными стандартами и правилами. Кроме того, он жертвовал значительные суммы на помощь российским оппозиционным организациям и движениям, поэтому Кремль выдвинул против него обвинения в уклонении от уплаты налогов и отправил его в Сибирь.

В настоящее время в эмиграции он основал фонд «Открытая Россия», который оказывает поддержку различным общественным объединениям в России.

Ходорковский неофициально представляет городскую образованную часть российского общества, которая десятками тысяч выходила на демонстрации в Москве и других городах, требуя установления более открытой и менее коррумпированной политической системы. Они являются главной надеждой на будущее России, даже несмотря на то, что у них пока нет единого лидера. Неизвестно, стремится ли Ходорковский взять на себя эту роль.

Более того, как утверждает Михаил Ходорковский, российское население географически ориентировано на Европу. Хотя значительная часть территории страны находится в Азии «из 140 миллионов жителей России, 120 миллионов живут в европейской части». «И эта часть растет. Учитывая эти обстоятельства, вопроса о том, является ли Россия европейской страной, просто не существует».

На самом деле довольно странно, что российская экономика до сих пор так сильно зависит от экспорта нефти, газа и других природных ресурсов, многие из которых были ренационализированы и управляются сегодня в непрозрачной, свойственной странам третьего мира манере, причем огромные средства, согласно сообщениям, выкачиваются для обслуживания политических интересов кремлевской верхушки.

Обладая высокообразованным населением, значительными человеческими ресурсами в инженерно-технической сфере, постсоветская Россия должна была бы занять лидирующую роль в процессе инновационного развития, наряду с Европой и Соединенными Штатами Америки. Вместо этого, коррупция в стиле мафии и неумелое государственное управление не позволили этому произойти.

Путин не стремится догнать Запад по уровню развития, а полагается на доходы от экспорта энергоносителей, как будто он нефтяной деспот какой-то третьесортной страны. А его наделавший много шума разворот к Азии в огромной степени зависит от невыгодных энергетических сделок с Китаем, которые угрожают поставить Россию в рабское положение перед Пекином.

В какой-то момент ошибочные решения Путина в сфере управления экономикой могут обернуться против него.

Ходорковский считает, что нынешняя конфронтация между Россией и Западом являются «абсолютно искусственной» и раскручивается Путиным и некоторыми российскими элитами с целью удержаться у власти.

«Им совершенно необходим враг, который будет отвлекать внимание населения от коррупции», сказал он, «и разжигание вражды в отношении Запада является единственным эффективным механизмом для выживания режима». Именно поэтому, по его мнению нет никакой надежды на соблюдение Путиным любого стратегического соглашения по урегулированию украинского конфликта.

В то же время, российский президент сумел убедить свой народ, что Запад представляет огромную угрозу для России. Кремль осуществляет почти тотальный контроль за национальными электронными и печатными СМИ, которые навязывают российскому обществу мнение, что вина за войну на Украине лежит на Соединенных Штатах Америки.

Ходорковский ничего не говорит о том, как может возникнуть эта пост-путинская реальность. (Некоторые российские аналитики полагают, что подобное может произойти лишь после смерти Путина). Однако, по мнению Труди Рубин, он делает несколько принципиально важных выводов.

Во-первых, многие россияне в сущности хотят именно того, что предлагает демократия, несмотря на  то, что они отвергают саму концепцию. Демократия ассоциируется у них с экономической катастрофой, вызванной либеральными реформами переходного периода в начале 1990-х, после распада СССР. Однако, если их спросить хотят ли они независимого правосудия, справедливых местных выборов и других элементов демократической жизни, они ответят утвердительно.

Во-вторых, российский диссидент настаивает на том, что страны могут менять свою политическую культуру и русские вовсе не обречены своей историей на вечный деспотизм. Германия, подчеркивает он, стала демократией, хотя это и произошло под оккупацией союзников.

В-третьих, руководители США и Евросоюза должны сейчас думать о том, как интегрировать пост-путинскую Россию, независимо от того, насколько долго этого придется ждать. «В конце концов это приведет к присоединению России к НАТО и Европейскому Союзу».

Разумеется, предпринятые после 1991 года усилия связать Россию с Европейским Союзом и НАТО провалились, по причинам, гораздо более сложным, чем расширение НАТО на восток. Пока остается неясным, какая формула должна сработать в будущем.

Однако, Ходорковский прав в своих призывах к лидерам США и Европы проявить больше воображения и не ставить крест на будущих поколениях россиян. В то время как Путин пытается вызвать в обществе страх новой холодной войны, западным лидерам пора приступить к серьезному анализу того, что сегодня кажется невообразимым: о механизме включения России в структуры западного сообщества.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

5 Replies to “Как Россия могла бы стать союзником Америки

    1. Почему же Россия не может стать союзником США ? Это совершенно не правильно. Обама доказал свою гадючную фашистскую сущность, но …..Обама не вся Америка. А Трамп ещё не успел. Сейчас надо единственное- это ускорить личную встречу президентов , тогда отпадёт угроза войны и ПРОДЛИТЬ (под любым предлогом) президенство ВВ Путина. Тогда всё наладится. Я редко ошибаюсь….

  1. Эта ходорковская мразь вылезла снова… «давайте помечтаем о России без Путина». Аж тошнит!
    Так и трёт лапки, где б еще отхапать, тварь… Что ж ты, «друг народа», не вкладываешь бабки в промышленность? В науку, в технологии!? Всё в опозицию только горазд! Да мы этого дерьма уже наслушались и переслушали, никто больше не верит словам! Свою дерьмкратию и аналократию засунь себе туда, откуда она вылезла!
    Давай дело делай, а не германские плюшки жри. А не хочешь — так сиди тихо, не высовывайся…
    Ненавижу ворьё… которое снова хочет меня затянуть в свои любимые 90-е… ненавижу……

Добавить комментарий