Российская стратегия газопроводов и альтернативы Европы

Газоснабжение Европы оказалось под непосредственной угрозой, которую предстоит разрешить Еврокомиссии. Недавний провал в переговорах по поводу поставок газа на Украину надо воспринимать со всей серьёзностью, ведь Европа не может полагаться на благоприятные погодные условия. Пусть Украине (а косвенно и Европе) посчастливилось благополучно пережить прошлую зиму при минимальных закупках газа из России, однако кто может поручиться, что тёплой будет каждая последующая зима. В этой ситуации Европе мало что остаётся (да и время поджимает), кроме как заранее готовиться к грядущим холодам и продолжать оказывать финансовую поддержку Украине для заполнения её хранилищ.

8_03

Возникшая из-за украинского кризиса напряжённость в отношениях между ЕС и Россией вынудила «Газпром» отказаться от идеи контроля трубопроводов от «скважины до горелки». Нынешние грандиозные планы «Газпрома» заключаются в строительстве трубопроводов до границ ЕС. Украинские трубопроводы предполагается прекратить использовать после 2019 года, так что если европейцам нужен российский газ, они самостоятельно должны построить недостающие звенья, которые присоединят к предполагаемым трубопроводам «Газпрома» – «Турецкому потоку» и «Северному потоку», о расширении которого было недавно объявлено. Однако ни турецкие, ни западные компании эти трубопроводы строить не спешат.

Происходящие на Украине политические и рыночные перемены, направленные на реформирование энергетики под руководством Европы, вселяют некоторый оптимизм по поводу того, что торговля энергоресурсами на континенте может в какой-то степени нормализоваться в ближайшие несколько лет. Для этого Европе необходимо продолжить контакты с Украиной и Турцией – важными звеньями в транзите газа на европейские рынки – для уверенности в том, что процессы либерализации энергетического рынка в этих странах не пробуксовывают из-за внутриполитической динамики и кратковременных вспышек энергетического популизма.

Итак, что же произойдет на газовых рынках Европы, если Москва прекратит использование украинских трубопроводов после 2019 года и к началу 2020-х годов Европа останется без российского газа, идущего через Украину? Последствия такого сценария могут быть весьма драматичными для Европы, если вспомнить рост спроса на энергоносители после аварии на АЭС «Фукусима-1», а следовательно, и повышение цен. Европа без поступающего через Украину российского газа (около 70 миллиардов кубометров в год) напоминает Северо-Восточную Азию без японской ядерной энергии.

Правда, подобный шок может и не столь сильно отразиться на европейских ценах, потому что складываются условия «рынка покупателя». Азиатский спрос в действительности оказался ниже, чем предполагалось. Глобальные возможности производства сжиженного природного газа благоприятствуют потребителям; из-за недавнего падения цен на нефть некоторые мощности могут вообще остаться невостребованными. В то же время низкий уровень цен простимулирует расширение спроса на газ. Таким образом, происходит саморегуляция рынков, устраняющая дисбалансы и исключающая потенциальные излишки.

Кроме того, надо учитывать и относительно низкую готовность Европы дорого платить за газ, что также может серьёзно ограничить долгосрочное повышательное давление на цены. Немецкие, испанские и итальянские налогоплательщики, внёсшие свой вклад в финансирование получения энергии из возобновляемых источников, не просто сделали европейские энергетические рынки «зеленее», но и создали стратегический противовес рыночной власти поставщиков газа, например, России или Катара. И всё же, если Россия прекратит транзит газа через Украину, рост цен в краткосрочной перспективе может оказаться достаточно резким.

Таким образом, предпочтительным и наиболее позитивным сценарием является достижение примирения между Россией и Украиной, возможно, за счёт сдерживания конфликта на Донбассе. В принципе, «Газпром» может продолжить использование украинских трубопроводов при наличии соответствующих коммерческих условий – например, привлекательной транзитной платы. Но последние новости говорят о том, что Украина просит слишком многого и «Газпром» недоволен предложенной стоимостью транзита. Кроме того, даже если коммерческая сторона вопроса будет решена, политика «избегания транзита» глубоко укоренилась в сознании кремлёвских хозяев «Газпрома». Этот курс восходит к началу 1990-х годов, и с тех пор Россия стремится любой ценой поставлять газ в обход Украины.

Неизвестно, приведут ли структурные изменения на рынках и в международной обстановке к тому, что политические хозяева «Газпрома» «рационализируют» свою европейскую стратегию, в частности, в отношении Украины. Если это произойдёт, Россия может «наводнить» европейские рынки дешёвым газом, подстёгивая столь желанную реиндустриализацию экономик европейских стран. Но для этого потребуется больше, чем просто грамотный бизнес-план – необходимо инвестировать политический капитал, чтобы восстановить доверие на высшем уровне между Россией и Европой, и самое главное, между Россией и Украиной. Российская трубопроводная стратегия и угроза поставкам газа создают реальные проблемы, но вместо того, чтобы сосредотачиваться на диверсификации, Еврокомиссии необходимо выступить посредником в переговорах и стать «финансовым брокером».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий