На фоне заката гегемонии США БРИКС официально запускает свой банк

Банк БРИКС (или, по крайней мере, идея его создания) появился ещё до того, как международными символами конца экономической гегемонии Запада стали Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и, в меньшей степени, Фонд шёлкового пути.

37305c52de36cac265c57fdb6ec0aea4_XL

Как и в случае АБИИ, создание этого наднационального кредитного учреждения, представленного Россией, Китаем, Бразилией, Индией и ЮАР, во многом является реакцией на провал находящихся во власти США международных финансовых институтов в удовлетворении потребностей современности и в обеспечении своим членам представительства, соразмерного с их экономическим влиянием. Как отмечает Bloomberg, на сегодняшний день совокупный ВВП стран БРИКС примерно равен американскому, хотя ещё в 2007 году США вдвое опережали эту группу по объёму экономики.

Подпись к изображению: Экономика БРИКС догоняет американскую (синим – совокупный ВВП БРИКС, розовым – ВВП США, трлн. дол.)

Вот как по горячим следам прошлогоднего саммита БРИКС в Форталезе описывало структуру банка и его предназначение издание Washington Post:

«Первоначально уставной капитал банка составляет 50 миллиардов долларов. Как и аналогичные проекты в других областях, банк БРИКС, по-видимому, будет работать на основе равенства прав при голосовании, причём вклад каждой из пяти подписавшихся сторон составит 10 миллиардов долларов. Изначально капитал банка должен использоваться для финансирования инфраструктурных проектов и обеспечения «устойчивого развития» стран БРИКС. Однако подать заявку на финансирование смогут также и другие страны с низким и средним уровнем дохода. Кроме того, страны БРИКС создали 100-миллиардный пул валютных резервов, предназначенный для обеспечения дополнительной ликвидности странам-членам в случае проблем с платёжным балансом. В отличие от равномерно распределённого капитала банка БРИКС, пул валютных резервов на 41 процент финансируется Китаем, по 18 процентов внесут Бразилия, Индия и Россия, и ещё 5 процентов – ЮАР».

И вот накануне прошедшего в Уфе саммита страны БРИКС официально запустили новый банк развития – по словам Антона Силуанова, первые проекты для финансирования будут определены уже к концу года. Кроме того, российский Центробанк заявил о подписании «оперативного соглашения» с коллегами по БРИКС о создании 100-миллиардного пула валютных резервов. Напомним, ещё в 2013 году группа заключила договорённость об основании этого фонда в качестве альтернативы МВФ, видя, как инвесторы выводят деньги из развивающихся экономик и тем самым ослабляют их валюты.

Ранее неоднократно сообщалось, что страны БРИКС также намереваются наращивать торговлю в национальных валютах. Это вполне на руку России, которая стремится уйти от доллара на фоне западных санкций, недавно продлённых ещё на год. Как сообщил глава ВТБ Андрей Костин в ходе саммита в Уфе, использование национальных валют во взаиморасчетах между странами БРИКС начнётся довольно скоро, к чему «определённо наблюдается растущий интерес». По оценкам Костина, 40-50 процентов всех взаиморасчётов между странами БРИКС может быть выполнено в национальных валютах. Ведущую роль в этом процессе Костин отвёл юаню, хотя и отметил, что российский рубль также будет использоваться.

И конечно, ни один сюжет о создании банка БРИКС (а если уж на то пошло, то и АБИИ) нельзя завершить без упоминания о Греции. Афины, возможно, будут вынуждены искать посторонней помощи в случае изгнания из еврозоны и если «гуманитарный» план Жана Клода Юнкера окажется недостаточным, чтобы удержать страну от скатывания в «третий мир». В частности, как заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, Греция может получить финансирование от банка развития БРИКС, если купит несколько акций данного заведения, чтобы стать его членом. «У нас нет увязки взноса с суммой финансирования. Есть общая договоренность, что управление активами стран будет сбалансированным», – пояснил Сторчак. Правда, вхождение в состав банка потребует от греческих чиновников политического решения, полагает он.

По словам Силуанова, новому банку БРИКС придётся «искать свою нишу» из-за активной конкуренции среди международных банков. С этим можно согласиться, банк действительно должен «занять свою нишу». Причём желательно ту, что позволит использовать любую возможность для ослабления влияния находящихся во власти США международных институтов, определивших послевоенный мировой порядок и шесть десятилетий служивших для подкрепления господства доллара.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что дела у Китая идут не так уж плохо. Пусть экономика страны и замедляется, а фондовые рынки падают, но в итоге Пекин сегодня контролирует не один (АБИИ), не два (Фонд шёлкового пути), а целых три (банк БРИКС) банка развития, которые открывают перед Си Цзиньпином довольно много путей внедрения юаня в сферу мировых инвестиций и торговли. А это в долгосрочной перспективе гораздо важнее, чем то, на какой отметке закрылся SHCOMP (Shanghai Composite Index, сводный индекс Шанхайской биржи; прим. mixednews).

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий