Англо-американская империя готовится к войне за ресурсы

На прошлой неделе, американский Объединенный комитет начальников штабов опубликовал «Национальную военную стратегию 2015». Основная тема доклада заключается в том, что «глобализация» и «демография» способствуют тенденциям, подрывающим военное превосходство США, а также их возможности для поддержания «международного порядка». В докладе говорится, каким образом американские военные намерены предупреждать эти тенденции.

cnn_oil_weapon

Несмотря на изложение технократическим языком, при внимательном прочтении в контексте недавней истории, доклад в конечном итоге оказывается планом поддержания умирающей империи. Также многое говорит о царящей идеологии американского военного превосходства.

Проблемы

«Соединенные Штаты — самая сильная нация в мире, обладающая уникальными преимуществами в области технологии, энергетики, в вопросах союзничества и партнёрства, а также в области демографии, – говорится в национальной военной стратегии 2015, — однако, эти преимущества зачастую оспариваются».

В докладе отмечается, что глобализация выступает катализатором «экономического развития», одновременно «повышающая социальную напряженность, конкуренцию за ресурсы, и политическую нестабильность».

Конечно, в стратегии не упоминается, что начиная с 1980 года, до периода неолиберальной глобализации, с увеличением ВВП на душу населения  «подавляющее большинство стран» испытали «резкое увеличение неравенства доходов», как отмечено в главном докладе 2014 года Организации экономического сотрудничества и развития.

В период медленного развития и жёстких экономических мер, принятых вследствие глобального банковского коллапса 2008 года, увеличился риск возникновения тяжёлого экономического климата, вызывающего народные и политические волнения. Также в докладе не упоминается, что растущий риск сам по себе является признаком неравномерного «экономического развития», представляющего собой «рост» ВВП.

В стратегии Объединенного комитета начальников штабов США подчеркивается опасность «демографической ситуации». В документе предупреждается о стремительном росте прослойки молодёжи в демографическом составе населения Ближнего Востока и Африки в окружении «нехватки ресурсов, слаборазвитой экономики и глубоких социальных расколов».

В Европе и Северной Азии демографическая проблема состоит в старении населения на фоне сокращения численности рабочей силы, что некоторые рассматривают как потенциальную экономическую бомбу замедленного действия.

В  более общем смысле в докладе подчёркивается, что миграция из сельской местности в города и другие страны, способствует росту «культурных различий, социальных отчуждений и заболеваний», а также «обостряет напряжение в странах, которые их принимают».

В докладе не упоминается, что многие из этих проблем несут исключительно симптоматические признаки существующей структуры глобального капитализма, где господствует крошечное меньшинство транснациональных банков и корпораций, зависящих от топливных ресурсов, которые искусственно поддерживают образование задолженности как инструмент для наживы ограниченного круга лиц.

Вместе с этим, наряду с осознанием постоянного дефицита ресурсов и борьбы за них, в документе не один раз признаётся роль изменения экономического климата в возрастании этих проблем.

В какой-то степени этого следовало ожидать, учитывая, что это военный стратегический документ, но в нём просматривается намёк на силовые методы решения проблем, которые не являются, в реальности, военными по происхождению.

Общечеловеческие ценности

Эпоха империи не закончилась с падением старого колониального порядка, она продолжается в новой форме. После окончания Второй Мировой Войны, наиболее развитые страны использовали своё военное и экономическое превосходство против бывших колоний, чтобы принудительно вовлечь их в орбиту влияния экономического порядка, в котором доминируют Соединённые Штаты.

Намек на имперские уклоны доклада проявляется в упоминании о национальных интересах США в следующем отрывке:

«… безопасность Соединенных Штатов, их граждан, американских союзников  и партнёров; сильная, инновационная и развивающаяся американская экономика в открытой международной экономической системе, способствующая успеху и процветанию; уважение общечеловеческих ценностей у себя дома и во всём мире; основанный на правилах международный порядок, обеспечиваемый под руководством Соединённых Штатов, способствует миру и безопасности, и создаёт возможности более тесного сотрудничества для решения глобальных проблем».

На первый взгляд, всё это звучит замечательно, пока мы не заглянем в природу «открытой международной экономической системы», что США стремится защищать, и «союзников и партнеров», которые являются неотъемлемой частью этого «основанного на правилах международного порядка», подчиняющегося «руководству США».

По всему Ближнему Востоку, Африке и Латинской Америке, американские союзники и партнеры почти все состоят из жестоких диктатур, монархий, и коррумпированных режимов, систематически нарушающих права человека в отношении своего собственного народа.

«На Ближнем Востоке, мы по-прежнему полностью поддерживаем безопасность Израиля и его военное преимущество. Мы также помогаем другим важным партнёрам в этом регионе в деле укрепления оборонного потенциала. В их числе Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Египет и Пакистан».

Другими словами, Вашингтон поддерживает незаконную оккупацию палестинских территорий Израилем, нарушающим международное право и бесчисленные резолюции ООН. Вероятно, именно поэтому последнюю резолюцию ООН по правам человека, осуждающую израильские военные преступления против невинных гражданских лиц в ходе операции «несокрушимая скала» в Газе, поддержала 41 страна, кроме одних только Соединённых Штатов.

«Отсутствие поддержки со стороны США — единственного государства  проголосовавшего против — показывает досадное отсутствие стремления бросить вызов безнаказанности за совершение серьезных преступлений в ходе конфликта в газе и вступиться за жертв военных преступлений», отмечает организация Human Rights Watch.

Что касается Иордании, Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, ОАЭ и Пакистана, высокопоставленные американские военные и правительственные чиновники сами признают, что эти государства причастны к финансированию «боевых экстремистских организаций», которые США, как сами теперь утверждают, намерены уничтожить.

Египет и Бахрейн также причастны к вопиющим фактам жестокого обращения со своим собственным народом. Всё во имя борьбы с «терроризмом».

Тем не менее, это рассматривается как поддержка «уважения общечеловеческих ценностей у себя дома и во всём мире».

В этом контексте международные нормы используются, чтобы бить других по голове, а не регулировать поведение самих США или их союзников.

Империя сетей

Военная сила рассматривается в докладе как неотъемлемая часть обеспечения международного порядка под руководством США. «Международную безопасность и стабильность» следует понимать как безопасность и стабильность для грабительского глобального финансового капитализма, в котором доминируют США.

«Мы будем сохранять наши альянсы, расширять партнерские связи, поддерживать глобальное стабилизирующее присутствие, проводить учения и тренировки, осуществлять сотрудничество в сфере безопасности и военное взаимодействие», обещает американский Объединенный комитет начальников штабов. «Присутствие американских военных сил в ключевых географических точках мира лежит в основе международного порядка и дает возможность взаимодействовать с другими странами. В то же время можно задействовать силы для реагирования на кризисные ситуации».

Побочный эффект этой стратегии не упоминается в документе, но тем не менее он очевиден исходя из так примеров, как Египет. Широко известные революции свергли существующие режимы союзные Соединённым Штатам. Не имеет значения, какой режим, диктаторский или тоталитарный, в значительной степени рассматривается в качестве угрозы порядку, в котором господствуют США.

Единственная цель поддержания такой сети союзников и партнёров при поддержке американских военных сил заключается в защите не «общечеловеческих ценностей» демократии и прав человека, а транснациональных потоков мирового капитала:

«Присутствие американских военных сил в ключевых регионах по всему миру лежит в основе безопасности наших союзников и партнёров, обеспечивает стабильность и способствует экономическому росту и региональной интеграции, и позиционирует готовность объединённых сил и средств для выполнения чрезвычайных действий в ответ на кризис».

Риск межгосударственной войны

Риск войны США с другим государством оценивается как низкий, «но он растёт». В докладе выделяется четыре основные страны, несущие угрозу международному порядку: Россия, Иран, Северная Корея и Китай.

Россия обвиняется в ведении «опосредованной войны» в Украине, хотя роль США во вмешательстве в украинскую политику, поддерживая мятежное состояние страны, и содействуя росту неонацистских формирований, удобно проигнорировали. Уже давно Соединённые Штаты стараются вовлечь Украину, по территории которой идёт крупный газовый транзитный маршрут, в орбиту евро-американской власти, а также получить доступ к неиспользованным региональным ресурсам нефти и газа.

Иран обвиняется в том, что он продолжает вести работы по созданию ядерного оружия, вопреки неоднократно полученным данным американского разведывательного сообщества, подтверждающим обратное.  Также Иран упрекают в финансовой поддержке «терроризма» в «Израиле, Ливане, Ираке, Сирии и Йемене». Военные преступления Израиля в Газе и Ливане, вторжение США в Ирак, поддерживаемая Вашингтоном опосредованная война в Сирии с привлечением поддержки исламистских повстанцев, которые породили «Исламское государство», а также бомбардировки Саудовской Аравией территорий Йемена при поддержке США, с другой стороны, считается не терроризмом, а частью мероприятий по продвижению «общечеловеческих ценностей».

Разработка Северной Кореей ядерного оружия осуждается, но на фоне их паранойи не принимается во внимание. Во время корейской войны (1950-53гг.), от американской бомбардировки погибло около трёх миллионов человек — треть северокорейского населения. Соединённые Штаты были первыми, кто во время войны установил ядерное оружие на Корейском полуострове. Продолжающееся военное присутствие США в регионе и регулярные военные учения, имитирующие вторжение в Северную Корею вряд ли помогут смягчить напряженность.

«Действия Китая добавляют напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» согласно данным американского стратегического документа. «Китай активно проводит расширение и освоение прибрежной полосы, что позволит ему размещать позиции вооруженных сил вдоль важных международных морских путей».

Южно-китайское море богато нефтегазовыми ресурсами, а также имеет большое значение для рыболовного промысла. Здесь же пролегает маршрут международного судоходства, ежегодно через который проходят грузы на сумму более пяти триллионов долларов. Доказанные и предполагаемые запасы нефти составляют 11 миллиардов баррелей нефти и свыше пяти триллионов кубометров природного газа.

У Китая есть территориальные претензии к некоторым союзникам США в Восточной Азии, а именно: к Филиппинам, Вьетнаму, Малайзии, Брунею и Тайваню. Интересы Вашингтона, как обычно, не связаны с миром и демократией. Настоящая цель —  ослабить влияние Китая и получить доступ к ресурсам Южно-китайского моря для США и их союзников.

Нефть, еда и вода

Под видом укрепления мира и стабильности, в новой военной стратегии на самом деле просто планируется поддержание глобальной гегемонии Вашингтона в условиях роста геополитического влияния его главных соперников. Контроль над ресурсами  остается ключевым фактором для США.

Роль ресурсов также отмечена в докладе «Глобальные стратегические тенденции», опубликованном летом прошлого года Центром разработки и доктрин министерства обороны Великобритании.

В докладе предупреждается, что «спрос на ресурсы всех видов, скорее всего, увеличится к 2045 году, когда население Земли достигнет девяти миллиардов человек». В частности, при увеличении спроса на пищу и питьевую воду, возрастёт нагрузка на окружающую среду «некоторые страны, вероятно, будут испытывать значительное сокращение производительности сельского хозяйства».

В докладе говорится, что «дефицит воды, вероятно, будет большим во многих регионах, он увеличится из-за растущего спроса и изменения климата».

Ближний Восток и Северная Африка останутся основными территориями этих проблем. В докладе отмечалось, что «участие США на Ближнем Востоке вряд ли может существенно измениться, так как регион почти наверняка будет продолжать оказывать значительное влияние на глобальную стабильность и безопасность».

Помимо поддержания долгосрочных обязательств по отношению к региональным союзникам «не в последнюю очередь к Израилю» в докладе было освещено значение региона в стабилизации мировых цен на нефть. «Цена на нефть на Ближнем Востоке влияет на цену нефти, добываемой в США, из чего следует, что не будет каких-либо серьезных сбоев, которые могут стать причиной эффекта домино в мировой экономике».

Изменение климата в виде продолжительных засух и сильной жары приведет к обострению уже укоренившихся «таких социально-экономические факторов, как различия в достатке, гендерное неравенство и низкий уровень образования». Это станет «глубинными причинами многих волнений, а иногда и насильственных конфликтов в странах Северной Африки и Ближнего Востока».

Но ни американская, ни британская стратегии не признают необходимости решения этих «первопричин», укоренённых в структурах «международного порядка», который США и Великобритания полны решимости защищать любой ценой.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий