После подписания соглашения с Ираном российское влияние на Ближнем Востоке возрастает

Поздней ночью 15 июля политический лидер «Хамас» Халед Машаль спустился с трапа самолета и вступил на землю Саудовской Аравии. Этот харизматический, внешне похожий на известного актера Джорджа Клуни, бывший школьный учитель физики, прилетел в Эр-Рияд из Катара. После взрыва гражданской войны в Сирии в 2011 году Машаль оказался в сложном положении, можно сказать, между молотом и наковальней. С одной стороны, он пользуется поддержкой шиитского Ирана, а с другой – его сторонники являются суннитами и осуждают военные действия сирийского режима против суннитских повстанцев. Иран продолжает снабжать «Хамас» деньгами и оружием, однако, в отношениях между ними возникла напряженность.

FRANCE-US-RUSSIA-UKRAINE-LAVROV-KERRY

Мотивы визита Машаля в Саудовскую Аравию представляются вполне очевидными. Он заинтересован в сохранении финансовой и политической поддержки движения «Хамас» в секторе Газа. Однако, восклицает Номи Фридман, что, черт возьми, вообще может связывать саудитское королевство, веками возглавляющее пуристский суннитский ислам, с такой группой выскочек, дестабилизирующих сложившееся равновесие, как «Хамас»!

С момента своего превращения в современное государство, королевство последовательно обеспечивает свою гегемонию в регионе за счет альянса с Западом. Когда Египет, Ирак и Сирия переживали социалистические революции в 1950-х и 1960-х годах, способствовавшие их сближению с Советским Союзом, Саудовская Аравия прочно придерживалась своих прозападных позиций.

Однако, в прошлом году, саудиты столкнулись с весьма серьезной угрозой: экспансия шиитских вооруженных формирований, поддерживаемых Ираном, достигла границ королевства с Йеменом и Ираком.

Саудовская Аравия вежливо, но настойчиво, предупреждала лидера западного мира президента Обаму о том, что снятие санкций с Ирана, за которым последует фактическое принятие его в список стран, находящихся на пороге ядерного клуба, приведет к всплеску иранского экспансионизма в Персидском заливе и других местах. Однако, Обама счел возможным проигнорировать обеспокоенность саудитов.

В результате, Саудовская Аравия предприняла односторонние меры. Когда шиитские повстанцы-хуситы, захватили власть в Йемене и свергли суннитского президента Хади, саудиты создали коалицию суннитских стран и начали наносить удары с воздуха по позициям хуситов. Стремясь к ослаблению Ирана, королевство также сблизилось с Турцией и Катаром для оказания поддержки суннитским повстанцам, ведущим вооруженную борьбу с поддерживаемым Тегераном сирийским режимом.

Последним по времени, но далеко не самым маловажным шагом Эр-Рияда стало укрепление связей с Россией, давним союзником Ирана и Сирии. Саудиты объявили о намерении инвестировать около 10 миллиардов долларов в российскую экономику. Эти средства помогут России выстоять против западных экономических санкций, введенных в качестве наказания за экспансионистские амбиции России на Украине. В обмен на эти 10 миллиардов долларов Россия пообещала сделать все от нее зависящее, чтобы помочь урегулировать проблему между Саудовской Аравией и Ираном.

Россия не только согласилась обеспечить Эр-Рияд оружием и ядерными технологиями, но также пообещала использовать свое влияние в Иране. После этого, по сообщениям израильского новостного канала Channel One, 14 июля Россия предприняла попытку выступить посредником в следующей сделке: Саудовская Аравия соглашается прекратить поддержку суннитских повстанцев в Сирии, а Иран со своей стороны прекращает свое вмешательство в конфликт в Йемене. Саудиты согласились на условия сделки немедленно, а Иран попросил об отсрочке, заявив, что ему нужно некоторое время для размышлений.

На этом фоне, полагает Фридман, можно сделать некоторые выводы о том, чем же обусловлена заинтересованность саудитов в визите Машаля.

В сегодняшнем Иране реформисты, такие как президент Хасан Рухани, ведут борьбу против сторонников жесткой линии, представленных военно-политическим формированием «Корпус стражей исламской революции» (КСИР). Эта организация обучает и снабжает шиитских боевиков в Ираке, Сирии и Йемене, оказывая им всяческую поддержку в борьбе против Саудовской Аравии и других суннитских врагов. Сторонники жесткой линии являются также наиболее активными сторонниками оказания военной и финансовой помощи «Хамасу».

Итак, что же выиграла Саудовская Аравия в результате визита Халеда Машаля? Этот визит стал ударом по сторонникам жесткой линии и укрепил политические позиции реформаторов, которые с большей вероятностью будут готовы согласиться на предложение, сделанное Россией.

Независимо от того, остановят иранцы своих шиитских боевиков или нет, этот инцидент иллюстрирует реалии «нового Ближнего Востока» — Ближнего Востока, в котором США утратили доминирующую роль, в то время как Россия стремительно наращивает свое влияние. Ближнего Востока, в котором госсекретарь США Джон Керри полетит в Катар, чтобы встретиться с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и попросить Россию убедить Иран оказать помощь Америке в борьбе с гораздо более слабым противником, террористической группировкой «Исламское Государство» в Ираке и Сирии (ИГИЛ).

Наоми Фридман обращается к древней истории. Один из наиболее часто обсуждаемых моментов в тексте Библии: почему сыны Израиля скитались 40 лет по пустыне после исхода из Египта? Весь путь мог занять всего лишь 11 дней. Ответ таков: разведчики израильтян вернулись из Святой Земли и доложили, что она населена гигантами, и сыны Израиля были убеждены, что они никогда не смогут победить в схватке с таким противником. Разгневанный Бог решил, что это поколение не заслуживает права вступить в земли праотцев своих. Должно было вырасти новое поколение израильтян, поколение, которое будет считать себя не бессильным, порабощенным  народом, а могучей и свободной нацией, в которую израильтяне должны были превратиться под предводительством Иисуса Навина.

Возможно, нечто подобное происходит с нами сегодня. За несколько месяцев до подписания соглашения с Ираном, чиновники администрации Обамы постоянно повторяло словно мантру слова «полагаю, я не могу». Мы не можем заставить Иран отказаться от своей ядерной инфраструктуры. Наши партнеры по группе P5+1 (пяь постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия) покинут нас. Это недосягаемая цель. Или, как красноречиво объясняла советник по национальной безопасности Сюзан Райс, «мы не можем допустить, чтобы абсолютно недостижимый идеал стал препятствием для заключения хорошей сделки».

Утром состоялась телевизионная конференция, посвященная подписанию соглашения. Помощник советника по национальной безопасности Бен Родс восторженно провозгласил, что договор «превосходит все наши планы, которые были намечены в начале процесса».

Когда Керри, сойдя с трапа самолета, вступит на землю Катара чтобы обсуждать свои проблемы с Россией, он прежде должен совершить свое «скитание по пустыне» и вспомнить, какая сверхдержава вышла победительницей в холодной войне, какая страна остается мощнейшей экономикой и самой сильной военной державой мира, а также главным оплотом демократических ценностей на планете.

Соединенные Штаты Америки – сильная, свободная нация, наша судьба не должна зависеть от других стран, не являющихся свободными и не разделяющих наших важнейших ценностей. Впрочем, нам вероятно нужен свой Иисус Навин, который выведет нас из пустыни.

Автор, Наоми Фридман – американо-израильский исследователь в сфере политологии, истории и информационных технологий.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий