Китай скатывается в рецессию, а руководство страны не способно среагировать достаточно быстро с помощью крупномасштабных мер налогово-бюджетной политики, чтобы избежать значительного спада и стимулировать спрос, заявил ведущий экономист Citigroup Виллем Буйтер.
Единственное, что может остановить китайский экономический спад, который по определению бывшего внешнего члена Банка Англии на основании «лживой официальной статистики» являет собой 4-процентный рост в течение года, это бюджетная программа по стимулированию потребления, финансируемая центральным правительством и монетизированная Народным Банком Китая, сказал Буйтер.
«Несмотря на то, что экономика взывает к таким мерам, китайское руководство не готово к этому шагу», — сказал Буйтер, придумавший во время греческого долгового кризиса термин «Grexit».
Премьер-министр Китая Ли Кэцян стремится отстоять цель — 7- процентный экономический рост — на фоне опасений по поводу замедления спроса в Китае, подпитывающих волатильность мировых рынков. Истинные темпы роста, «наверное, ближе к 4,5 процентов или меньше», — сказал Буйтер.
Ли неоднократно обещал отказаться от стимулирующих мер, подобных тем, которые были приняты после мирового финансового кризиса в 2008 году и привели к росту долгов местных правительств и корпораций.
Точность данных
Некоторые экономисты и инвесторы уже давно ставят под сомнение достоверность официальной китайской статистики относительно темпов роста экономики. В 2007 году Ли, будучи секретарём партийной организации провинции Ляонин, сказал, что цифры валового внутреннего продукта «рукотворны» и, следовательно, недостоверны, согласно опубликованной WikiLeaks в 2010 году информации. По усреднённой оценке 11 экономистов, опрошенных агентством Bloomberg в начале месяца, темпы роста ВВП Китая за первое полугодие составляют 6,3 процента, по сравнению с цифрой официальной статистики в 7 процентов.
«Они будут пытаться реагировать, но будет уже слишком поздно, чтобы избежать рецессии, которая скорее всего утащит за собой вниз глобальную экономику – до общемировых темпов роста ниже 2 процентов — что по моему определению можно считать глобальной рецессией», — сказал Буйтер.
По мнению опрошенных Bloomberg экономистов, глобальная экономика вырастет в этом году на 3 процента, а китайская экономика — на 6,9 процентов, что является самым медленным темпом роста за четверть века.
Взлёт и падение фондового индекса Shanghai Composite, который удвоился за год перед началом распродаж, превративших в пыль 7 миллиардов рыночной стоимости в течение всего двух месяцев, ставят под сомнение «компетентность китайских властей как управленцев в макроэкономике», — заявил Буйтер.
Власти сначала приветствовали резкий рост фондового рынка, «потому что довольно много местных специалистов считали, что это хорошо [для сокращения доли заемных средств или сокращения долга] без выплат по долгам корпоративного сектора иметь пузырь на фондовых рынках», — сказал он. За этим последовала «паника и некомпетентная реакция» на рыночные потрясения, добавил Буйтер со ссылкой на беспрецедентную интервенцию китайских властей с целью поддержать цены на акции.