«The Irish Times»: России и Западу пора отказаться от экономических санкций

Украина, как и Ирландия, граничит на востоке с большим и влиятельным соседом, а часть ее собственного населения представляет собой этническое меньшинство, прочно связанное с этим соседом в языковом и культурном отношении.

ctm0807putin261838640x360

В течение нескольких веков Украина была неотъемлемой частью расширяющейся Российской, а позже – Советской империи, и обладала в лучшем случае статусом автономной провинции. Она обрела свою независимость только в 1991 году в результате распада Советского Союза. В тот момент возникновение суверенного государства не было связано с какими-либо существенными проблемами для русскоговорящего населения Украины, поскольку эта новая республика оставалась тесно связанной с Россией, а российский Черноморский Флот по-прежнему базировался в Крыму. Все изменилось в феврале 2014 года, когда демократически избранный президент Украины Виктор Янукович был свергнут проевропейски настроенной оппозицией с помощью весьма сомнительных с правовой точки зрения методов. Позже на территориях восточной Украины, расположенных вокруг Донецка, была создана независимая администрация, отказавшаяся признать новую власть в Киеве.

Автор отмечает поразительное сходство этих событий с кризисом, разразившимся в 1912-1922 годах в Ольстере. Принято считать, что шесть графств Северной Ирландии отделились от остальной части страны еще до официального провозглашения независимости Ирландии, поэтому разделение страны не противоречило нормам международного права, в отличие от ситуации с отделением от Украины Крыма и (потенциально) некоторых восточных областей.

С другой стороны, политика Лондона начиная с 1920 года была, вероятно, во многих отношениях более грубой и бесцеремонной по сравнению нынешней политикой Москвы. Так, например, границы Украины в течение нескольких столетий нередко подвергались изменениям, в отличие от Ирландии, представляющей собой остров, то есть самостоятельную географическую единицу. Кроме того, Крым никогда не принадлежал Украине до 1954 года, и на его территории проживало незначительное количество украинского населения. И, наконец, Москва вовсе не требует отделения восточных областей Украины и передачу их в состав Российской Федерации. Она настаивает лишь на том, чтобы права русскоговорящего населения Украины соблюдались в полном объеме.

То, что отношения между различными государствами должны регулироваться нормами международного права, не подлежит никакому сомнению. Однако, невозможно не замечать, что политика Запада в отношении Украины не только лицемерна, но также контрпродуктивна.

Никто не решится назвать посткоммунистическую путинскую Россию воплощением демократических идеалов. Невозможно также отрицать, что уничтожение новозеландского самолета МН017 в небе над восточной Украиной прошлым летом было не чем иным, как отвратительным военным преступлением, за которое Россия должна понести суровую ответственность. Тем не менее, современная Россия действительно стремится обеспечить всеобщее благосостояние своих граждан, несмотря на тяжелые экономические обстоятельства. Резонно также предположить, что антизападные настроения вовсе не являются неотъемлемой чертой российского народа.

Впрочем, подобно любому народу, россияне готовы защищать то, что они считают своими национальными интересами. Правы они или заблуждаются, но большинство считает, что враждебно настроенные власти Киева представляют собой угрозу для этих интересов. Судя по всему, в этом они ничем не отличаются от британцев, с недоверием относящихся к ирландцам, или от американцев в их отношении к Кубе. Исходя из этого, поддержка политиками Соединенных Штатов и Евросоюза протестных акций в Киеве, которые закончились свержением правительства Януковича, была крайне опрометчива. Позиция, которую занял Европейский Союз в сложившейся ситуации, была явно антироссийской. Она не учитывала того факта, что значительная часть украинской оппозиции, добивавшейся смены режима, состоит из крайне правых элементов, среди которых немало неонацистов.

Сейчас крайне неподходящий момент для обострения конфликта с Россией в связи с украинским кризисом. Следует понять, что в результате все стороны окажутся проигравшими, поскольку мир сегодня стоит перед гораздо более серьезными угрозами. Одной из важнейших среди них является распространение джихадистского направления ислама, представляющего весьма существенную опасность, как для России, так и для Запада. Для борьбы с этой угрозой совершенно необходимы совместные действия России и Запада. В полной мере это можно отнести и к потенциальным рискам в связи с возможным распадом Сирии и некоторых других стран Ближнего Востока.

Однако, вместо поиска путей для сотрудничеств, Совет Безопасности ООН парализован сложившейся безвыходной ситуацией. Более того, все более тяжелыми становятся последствия пакета экономических санкций, введенных обеими сторонами конфликта. Среди них – тотальный запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, произведенной в странах Евросоюза, который оказал негативное воздействие на положение ирландских фермеров, поскольку привел к резкому снижению цен на молоко и другие продовольственные товары на мировом рынке.

Ниалл Холохан убежден, что пора отменить эти санкции, пока они не нанесли еще более значительного ущерба. Необходимо разработать и принять международное соглашение, которое легализовало бы присоединение Крыма к России и гарантировало бы соблюдение прав русскоговорящего меньшинства населения Украины при условии сохранения ее территориальной целостности.

В свою очередь, Россия должна принять на себя ответные обязательства и приложить усилия для превращения в полноправного и ответственного члена международного сообщества.

В заключение автор восклицает: «Если бы можно было столь же просто решить проблему конституционного статуса Ирландии!»

Автор, доктор Ниалл Холохан – политический обозреватель, до 2014 года – посол Ирландии в Саудовской Аравии

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий