Источник перевод для mixednews – Света Гоголь
26.07.2011
Подпись к изображению: Полиция во время акций протеста против политики Большой двадцатки. Лондон, апрель 2009 года
Может ли уровень доверия к полиции упасть ещё ниже?
Ещё до скандала с прослушкой частных телефонов сотрудниками газеты News of the World и последующего скоропостижного закрытия знаменитого издания 11 июля этого года, ещё до жестокого подавления студенческих акций протеста доверие многих жителей Лондона к тем, кто призван «стоять на страже» их безопасности, было уже изрядно подорвано.
Возьмите, к примеру, историю коррекционного педагога Энн Робертс, которая недавно выиграла в Верховном суде дело, доказав, что подверглась задержанию и обыску из-за цвета своей кожи. Её адвокаты привели статистические данные, согласно которым чёрных обыскивают в девять раз чаще, чем белых.
Или другая история: британский рэпер Дэвид Эммануэль (выступавший под сценическим псевдонимом Smiley Culture) скончался у себя дома во время полицейской облавы. Известно, что смерть наступила в результате множественных колотых ранений, однако обстоятельства, при которых он получил эти ранения, до сих пор остаются невыясненными.
Семья музыканта проводит кaмпанию в память обо всех погибших от полицейского произвола. По тем данным, которые им удалось собрать, начиная с 1990 года в Англии и Уэльсе во время содержания под стражей в полиции и закрытых коррекционных учреждениях умерло более 400 человек, принадлежащих к чёрной расе или этническим меньшинствам.
У семьи Яна Томлинсона (разносчика газет, умершего от кровоизлияния в брюшной полости во время протестов в день саммита Большой двадцатки; прим. mixednews), ещё есть шанс добиться правосудия — во всяком случае, офицер полиции Симон Харвуд должен предстать перед судом в октябре по обвинению в непредумышленном убийстве.
Скотланд-Ярду и на этот раз удалось бы выкрутиться, если бы всё произошедшее не оказалось случайно снято на видео и если бы не пристальное внимание прессы к этому процессу. Полиция, вне всяких сомнений, попыталась бы настоять на своей первоначальной версии, по которой Томлинсон умер от сердечного приступа.
Вышеупомянутый скандал с прослушкой личных телефонных разговоров повлёк за собой серию отставок высокопоставленных полицейских чинов. Свои кресла потеряли глава Скотланд-Ярда комиссар Пол Стивенсон и замглавы полицейского ведомства Джон Йейтс.
Однако, последовавшее назначение на высокий пост Крессиды Дик тоже вряд ли можно назвать обнадёживающим. Особенно если вспомнить о её роли в убийстве 27-летнего электрика Жана-Шарля де Менезеша. Молодой человек был ошибочно принят за террориста и застрелен во время операции, которой руководила Дик, только из-за того, что у него были «характерные монгольские глаза».
Но есть и хорошая новость — с появлением «народной журналистики», как показал случай Томилисона, властям становится всё труднее распространять дезинформацию и скрывать правду.
Ещё одно тому доказательство — скандал с публикацией ролика, на котором группа полицейских под руководством старшего инспектора Клэра Кларка производит массовый арест протестующих сотрудников фирмы Fortnum & Mason. Это любительское видео тоже поставило лондонских полицейских в крайне неприятное положение.
Недавно всплыли некоторые факты использования полицией так называемых агентов «под прикрытием». Один из них, офицер по имени Марк Кеннеди, вёл незаконную слежку за активистами движения в защиту окружающей среды. Полицию почему-то не смущает, что любые доказательства, добытые нелегально, в суде совершенно бесполезны. Сам факт, тем не менее, укрепил в обществе подозрения относительно того, что полиция не слишком щепетильна в методах получения нужной ей информации.
К счастью, мы знаем примеры, когда зарвавшихся полицейских удаётся привлечь к ответственности и довести дело до суда. В ноябре прошлого года шестнадцатилетний Адам Кастл и другие лондонские школьники были арестованы во время мирной демонстрации. Их десять часов продержали в полицейском участке без еды и питья. Адаму удалось отстоять свои права и виновные в превышении полномочий понесли наказание.
И после всех обвинений в расизме, бессмысленной жестокости и убийствах о какой гарантии спокойствия и безопасности может рассуждать полицейское руководство?
По мнению профессора криминологии и автора книги «Охранная политика» Роберта Рейнера, «утверждение, что полиция является необходимым условием для поддержания общественного порядка, и что без полиции наступит хаос — ошибочно». На самом деле, считает Рейнер, многие общества обходились без официальных сил правопорядка или использовали совершенно другие модели полицейского надзора.
Как ни трудно представить Британию без полиции в каком бы то ни было виде, но со временем становится всё очевидней — те, кто должен нас защищать, в действительности занимаются чем угодно, только не выполнением своего прямого долга.
Перед королевской свадьбой полиция провела целую серию арестов «потенциально криминальных элементов». Некоторые граждане, показавшиеся блюстителям порядка «неблагонадёжными», были высланы на несколько дней из города без всяких на то оснований.
После этого, выступая в парламенте, действующий премьер Великобритании Дэвид Кэмерон назвал королевскую свадьбу репетицией Олимпиады 2012 года. Если под этим он имел в виду дорогое пафосное мероприятие, за которым будет наблюдать весь мир — это одно. Но если под этим подразумевается ещё одна «декриминализация» британской столицы, запрет на свободу передвижения для отдельных граждан и новые аресты протестующих — то у нас серьёзные проблемы.
Отставка полицейской верхушки и угасание общественного доверия к блюстителям порядка дают нам идеальный повод пересмотреть организацию и методы, которые использует столичная полиция.
Может, мы и не готовы, как предлагает Рейнер, отказаться от идеи, что полиция «необходима для поддержания общественного порядка», но, по крайней мере, пора бы уже отказаться от иллюзии, что она априори на нашей стороне.
Напомню, откуда в России пошло понятие «сто первый километр». Это была подготовка к олимпиаде 1980 года. Тогда всех «неблагонадежных» выслали из Москвы за 101км
Глеб Жеглов: «Я вижу, Маня, мои разговоры на тебя не действуют, ты все такая же попрыгунья-стрекоза. Считай, что лето красное ты уже отпела, пора тебя за сто первый километр выселять…»
Аркадий Вайнер, «Эра Милосердия» — http://bookz.ru/authors/vainer-arkadii-vainer-georgii/vainers01/page-10-vainers01.html
«Место встречи изменить нельзя» — фильм о событиях накануне олимпиады 1980 года?