Американские F-35 против лучших российских и китайских истребителей: кто победит?

Эти споры не закончатся до тех пор, пока американские F-35 не встретятся впервые в воздушной схватке с китайскими Chengdu J-20 и J-31 или российскими T-50 PAK-FA и Су-35. Кроме того, существует масса сопутствующих факторов, касающихся самих этих самолетов. Таким образом, по мнению военного эксперта Дэйва Маджумдара, вопрос о потенциальном победителе во многих отношениях является бессмысленным. «Пентагон, судя по всему, в конечном итоге приобретет тысячи F-35-х. Поэтому, хорошо это или плохо, нам придется иметь дело с линейкой «Lightning II» независимо от нашего мнения о ней».

9824501985_d38b4d6389_b_1

Недоброжелатели и критики программы F-35 подчеркивают тот факт, что новый одномоторный «малозаметный» самолет проигрывает в соперничестве против сравнительно старой двухместной машины F-16D Block 40 , оснащенной двумя внешними топливными баками по 1400 литров каждый. F-35А, наиболее «шустрая» из трех существующих версий истребителя, убедительно продемонстрировала, что существенно уступает более старой машине по столь важному параметру, как маневренность. Впрочем, для большинства специалистов, следивших за развитием программы F-35, это вовсе не стало неожиданностью.

В то же время, защитники F-35, главным образом представители разработчика, компании «Lockheed Martin», и департамента, координирующего программу в Министерстве обороны США, предприняли попытку опровергнуть результаты тестов, агрессивно критикуя аргументы популярного блога «War is Boring». Компания «Lockheed» и Пентагон утверждают, что испытания не являются в полной мере репрезентативными, поскольку испытуемый образец F-35, принимавший участие в учебной дуэли против F-16, не был оборудован полным комплектом авионики, не имел антирадарного покрытия и не использовал нашлемного дисплея. Более того, он не был оснащен необходимым оборудованием для симуляции запуска таких современных ракет, как AIM-9X Sidewinder с расширенными возможностями обстрела целей с большими бортовыми углами. Кроме того, F-35 предназначен главным образом для ведения боя на дальней дистанции, заявили представители разработчика и военного ведомства США.

При этом, пишет автор, обе стороны по своему правы, однако, ни одна из них не высказывается до конца откровенно. «В политических коммуникациях факты  — это любопытные, но совершенно неуместные детали. Главное – раскрутка, пиар», цитирует автор одного из своих высокопоставленных собеседников на Капитолийском холме. Именно это и происходит вокруг нового американского истребителя – обе стороны выстраивают из тенденциозно подобранных разрозненных фактов желаемую картину, в чем и состоит суть пиара.

Дело в том, что F-35 никогда не предназначался для обеспечения превосходства в воздухе, именно поэтому он и носит название Joint Strike Fighter, то есть унифицированный ударный истребитель. Приблизительно десять лет назад, в ВВС США царила идея, что истребитель F-22 Raptor производства той же «Lockheed Martin» является жизненно необходимым для обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов, поскольку F-35 не может противостоять вражеским истребителям, а также самым современным системам противовоздушной обороны, таким как российский зенитно-ракетный комплекс С-400. Впоследствии эта идея сменилась новой, как только программа «Raptor» была закрыта.

С момента прекращения производства линейки «Raptor», руководство ВВС США предпринимает попытки представить F-35 как универсальный чудо-самолет, способный выполнять любые задачи столь же эффективно, как любая специализированная платформа. Достаточно вспомнить о схватке, разразившейся вокруг планов замены штурмовика А-10. Lockheed только подливал масло в огонь. Компания неоднократно делала заявления, касающиеся возможностей и эффективности F-35, которые впоследствии оказывались ложными.

«Один из примеров я могу привести, что называется, навскидку: летчик-испытатель компании Билли Флинн рассказывал мне, что F-35 с полной загрузкой способен продемонстрировать более высокие показатели угла атаки и перегрузки, чем приписываемые всеми экспертами более старой модели F-22. Отчет об испытаниях, который удалось добыть основателю блога «War is boring» военному эксперту Дэвиду Эксу убедительно свидетельствует о том, что утверждения Флинна не соответствуют действительности» пишет Дэйв Маджумдар.

Это правда, что образец F-35, принимавший участие в испытаниях, действительно не имел антирадарного покрытия и не был полностью укомплектован средствами авионики. Однако, и то и другое абсолютно не имеет значения при схватке в зоне прямой видимости. Компания «Lockheed» и департамент F-35 Министерства обороны умалчивают о том, что американские версии F-35 (в отличие от них британские F-35 будут нести ASRAAM, то есть усовершенствованные управляемые ракеты ближнего действия класса воздух-воздух) не комплектуются ракетами AIM-9X в конфигурации с полным антирадарным покрытием. Следовательно, отсутствие нашлемного дисплея не является существенным фактором. Более того, если бы самолет был вооружен этими ракетами, они были бы размещены снаружи, что полностью «убивает» его антирадарные свойства, так что ссылки на отсутствие покрытия также абсолютно несостоятельны.

Тем не менее, аэродинамические характеристики – это еще не все, большое значение имеют антирадарные свойства и авионика. Хотя F-35 не является абсолютно универсальным самолетом, в чем пытаются всех убедить «Lockheed» и Пентагон, они правы в том, что преимущества этой машины – малозаметность, датчики и возможности работы с сетями.

Хотя F-35 не обладает такими выдающимися характеристиками, чтобы запускать AIM-120 AMRAAM (всепогодная управляемая ракета класса «воздух—воздух») так же далеко как это делает F-15C, он, похоже, способен приблизиться незамеченным к самолету противника на расстояние выстрела и нанести удар первым. Разумеется, AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) – устаревшая технология, и такая ракета является уязвимой для устройств подавления цифровой памяти высоких частот, но США намерены в раньше или позже создать новую ракету «воздух-воздух», которая придет ей на смену. До тех пор, пока эта ракета не поступит на вооружение, четырех ракет AMRAAM, установленных на борту F-35, полностью экипированного для воздушного боя, может быть недостаточно. Впрочем,  учитывая тот факт, что прямые схватки в воздухе случаются нечасто, это можно не считать фатальным изъяном.

Кроме  того, благодаря своим сетевым возможностям, группы F-35-х могут координировать свою тактику и обмениваться информацией, что является огромным преимуществом. В сочетании с высочайшим уровнем подготовки американских пилотов, а также наличием таких систем дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения как «Авакс», которая на самом деле является серьезным козырем Пентагона, F-35, по всей вероятности, способен достойно противостоять большинству потенциальных противников, включая лучшие боевые машины России и Китая. Российские и китайские самолеты почти наверняка превосходят его по летным качествам, но в конечном счете, скорее всего уступят по уровню антирадарных характеристик, качеству датчиков и способности работать в сети. Эксперт полагает, что эти три параметра можно признать наиболее важными в условиях современного воздушного боя.

Итак, как уже было сказано в начале статьи, до тех пор, пока F-35 в полной боевой готовности не вступит в схватку с самолетом противника, управляемым квалифицированным пилотом, мы просто не можем знать наверняка, чем такой воздушный бой может закончиться. Хотелось бы надеяться, пишет Дэйв Маджумдар, что мы так этого никогда и не узнаем.

Автор, Дэйв Маджумдар – американский военный эксперт, редактор отдела военных проблем информационного ресурса «The National Interest»

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий