Одно из исследований было посвящено изучению заболеваемости раком в первобытные времена и его последствий для нас на сегодняшний день. В статье особое внимании уделяется свидетельствам о том, что в останках первобытных людей были обнаружены следы рака. Да, рак всегда был с нами, но вопрос в том, был ли уровень заболеваемости постоянным на протяжении всей истории человечества или же он резко возрос в связи с появлением современных диет, образа жизни и выброса промышленных токсинов в окружающую среду. Может показаться, что ответ очевиден, но это ещё не факт – по крайней мере, для некоторых учёных.
Рак всегда был с нами
Поводом для статьи послужили обнаруженные в ходе раскопок скифского кургана останки мужчины и женщины, умерших приблизительно 2700 лет назад. По данным учёных, почти каждая кость в теле мужчины была поражена опухолью, что делает эту находку древнейшей из всех известных случаев обнаружения метастаз рака предстательной железы. Учёные отмечают, что на костях присутствует специфичный узор из шрамов, идентичный пути миграции раковых клеток от предстательной железы. Решающим аргументом, тем не менее, выступает тот факт, что белки, извлеченные из кости, дали положительный результат на маркер простат-специфического антигена – индикатор рака простаты.
И хотя исследователи в очередной раз подтвердили, что рак сопровождает человека с самого начала его существования, обнаруженные останки не дали ничего, что могло бы пролить свет на более важный вопрос: увеличились ли показатели заболеваемости раком на протяжении всей человеческой истории? Различные диеты, образ жизни и воздействие токсичной среды повышает наши шансы заболеть раком? Или же статистика осталась прежней?
Уровень заболеваемости раком среди древних людей сложно вычислить
Самой большой проблемой ученых в поисках ответа на этот вопрос является то, что попросту не все останки можно исследовать, чтобы сделать точный вывод. За всю историю археологии удалось выявить предположительно более 200 случаев рака в доисторические времена.
Но что это означает на самом деле?
По имеющимся данным, в мире насчитывается примерно 100 000 древних останков, а многие из них подразумевают только черепа. Долгое время археологи собирали только черепа, без остальных костей. И даже с учётом этого очень мало скелетов, целых или хотя бы их составляющих, было изучено с помощью современных методов. Но всё становится ещё сложнее, если учесть, что:
1) Если только опухоль не переходит на кости, она никак не проявит себя. Если первобытная женщина истекала кровью от колоректального рака, по её останкам после разложения мягких тканей узнать об этом не представляется возможным;
2) И опять же, если рак доходит до костей, то может вызвать их разрушение и, соответственно, они просто исчезнут, не оставив никаких следов;
3) Другая проблема заключается в том, что рак, как правило, связан со старением. Чем старше вы становитесь, тем больше вероятность развития рака. Но в первобытные времена люди чаще погибали при охоте на мамонта в тридцать лет, чем от болезней в восемьдесят. Пикты и кельты, хотя и жили значительно позже, тоже обычно не имели шанса на проявление такой болезни как рак, потому что умирали от других причин гораздо раньше.
Так что все доказательства выглядят, по меньшей мере, сомнительно.
Подведём небольшой итог:
1) Новая болезнь: следы рака редко можно обнаружить в древних останках, следовательно, рак был редкостью среди людей тех времён. Таким образом, рак – это современная болезнь, связанная с рационом питания, образом жизни (например, курением) и воздействием токсинов окружающей среды;
2) Старая болезнь: ничего особо современного в заболеваемости раком нет. Эта болезнь была менее распространена среди древних народов, потому что:
— они умирали раньше, чем могли заболеть раком;
— в настоящее время в большинстве случаев никаких доказательств наличия этой болезни у древнего человека по останкам обнаружить нельзя;
3) Неизбежная болезнь: некоторые учёные утверждают, что рак – это неизбежность, наступающая в момент, когда отдельные клетки «получают лицензию» на размножение. «Если бы мы жили достаточно долго, то рано или поздно все заработали бы себе рак».
Так увеличилась заболеваемость раком или нет?
Если древних останков слишком мало и они в неподходящем для исследований состоянии, а люди умирали слишком рано, чтобы можно было получить необходимые данные, то, может быть, есть другой источник доказательств? И ответ очевиден: да, это начало 20-го века. В этот период времени медицинское сообщество было достаточно осведомлено о раке и намного лучше могло распознавать опухоли и диагностировать раковые заболевания, чем врачи предыдущих эпох. Кроме того, люди, рожденные в начале 20 века, жили дольше своих доисторических предков (на самом деле, продолжительность их жизни была почти такой же, как у современного человека, если успешно преодолевались болезни в детском возрасте). Именно в 20-м веке были обозначены многие проблемы, связанные с появлением рака, в том числе:
1) Резкое увеличение потребления мяса;
2) Переход на высокий уровень потребления обработанных продуктов и фаст-фуда в качестве основной части рациона;
3) Переход на рационы питания с высоким содержанием Омега-6;
4) Появление более 100 000 промышленных токсинов, никогда не встречавшихся в истории человечества ранее, и выброс их в окружающую среду сотнями тысяч тонн;
5) Массовое использование известных канцерогенов, таких как хлор и фтор в системе коммунального водоснабжения;
6) Скачок курения в обществе после Второй мировой войны.
Суть в том, что если допустить, что рак всегда сопровождал человечество, и вы хотите узнать, возросла ли заболеваемость за последние годы, то есть ли смысл обращаться к древним останкам, когда многие факторы можно отследить по данным 20 века, когда действительно произошли коренные изменения?
Рак в 20 веке
Забудем про кости. Забудем про отсутствующие мягкие ткани. Забудем про раннюю смерть и не поставленный диагноз. Всё это оказывает совсем незначительное влияние на нашу способность определить фактический уровень заболеваемости раком в 20 веке. И все же именно в это время большинство потенциально опасных элементов, упомянутых выше, стали частью нашей жизни. Если ситуация с раком заметно ухудшилась в 20-м веке, тогда эти доказательства довольно ясно свидетельствуют о влиянии указанных факторов. Если же ситуация не изменилась или улучшилась, то можно заявить об очередной теории заговора.
И неудивительно, что существуют две точки зрения, когда речь идёт о статистике заболеваемости раком за последние 100 лет.
В одном из отчётов сказано, что:
«В последние десятилетия, по утверждению многих, рак набирает обороты из-за повышенного использования человеком химических веществ. Но если химикаты стали источником проблем со здоровьем, то следовало бы ожидать неблагоприятного воздействия на продолжительность жизни, на показатели заболеваемости раком или другими болезнями по всему миру. Однако в развитых странах, где использование химикатов сильно возросло, люди стали жить дольше и проживать более здоровую жизнь».
Для большей ясности обратимся к графику
Подпись к изображению: смертность от рака на 100 тыс. человек в США
Да, выглядит довольно убедительно! Смертность от рака явно не повышается в последние годы; показатели шли вниз. Вот вам и теория, что рак – это «современная» болезнь. За исключением одной крошечной проблемы: график начинается с 1975 года. Почему не раньше, ведь для тех лет тоже имеются данные?
Нужно идти дальше графика опубликованного в одной исследовательской статье. Посмотрите сами, как темпы рака изменялись в Швеции на протяжении 20-го века, и что происходит на каждом графике примерно в середине 70-х, с которых первый график только начинается.
Подпись к изображению: женская смертность от рака груди
Подпись к изображению: смертность от рака толстой кишки в Швеции
Можно заметить, что уровень всех видов рака после нескольких лет взрывного роста достигал своего пика в середине семидесятых. Как говорится, есть три вида лжи в мире: ложь, наглая ложь и статистика. Выборочное использование данных о заболеваемости раком в середине 70-х годов сочетает в себе все три вида лжи сразу. Очевидно, что хотя рак – древняя болезнь, смертность от этого заболевания резко увеличилась в 20-м веке.
И по правде говоря, не все виды рака достигли своего пика в середине 70-х годов – этого просто нельзя проследить на общем графике.
Для примера:
Подпись к изображению: смертность от рака лёгких (Швеция)
Подпись к изображению: смертность от меланомы с 1912 года (Швеция)
Подпись к изображению: Уровень смертности от рака простаты с 1951 года. После небольшого улучшения в середине 70-х, показатели вновь начали расти.
В свое время премарин был самым назначаемым препаратом в мире. Теперь, когда многочисленные исследования показали, что он может вызывать что угодно, от рака до инфаркта, назначение его по рецепту сократилось вдвое. Таким образом, некоторую стабилизацию смертности от рака молочной железы (и яичников) за последние несколько лет обеспечило назначение новых препаратов.
Прорыв в борьбе со смертностью от рака толстой кишки в значительной степени зависит от нового мирового поветрия – волокон. В свое время содержавшиеся в нашем рационе в изобилии, волокна практически исчезли из него с распространением фаст-фуда и обработанных пищевых продуктов. Но благодаря активному продвижению рациона с высоким содержанием клетчатки (что медицинское сообщество одобрило далеко не сразу), показатели заболеваемости раком толстой кишки наконец-то начали выравниваться. И да, раннее выявление и усовершенствованные хирургические методы тоже улучшили показатели.
Заболеваемость и смертность от рака лёгких, конечно, напрямую связано с курением сигарет. В странах, значительно сокративших их употребление (например, США), показатели смертности от этого вида рака начали кардинально меняться. В азиатских странах (таких как Китай), в которых за последние десятилетия уверенно прижилось курение, показатели смертности идут вверх. Кстати, сигареты способствуют возникновению многих видов рака помимо рака легких, в том числе: рака губ, челюсти и горла, а также рак мочевого пузыря и поджелудочной железы.
И солнце, и солярии способствуют повышению заболеваемости раком кожи.
Заключение
Так что мы на самом деле знаем о раке?
Во-первых, мы знаем, что он всегда был с нами, с самых первых дней существования человека (когда для этого была возможность). Большинство животных болеет раком. Даже некоторые растения – рак у них проявляется в виде наростов. А почему бы и нет? По сути, рак – это просто неправильно запрограммированные клетки, которые начинают буйствовать. Каждый день ваш организм производит от нескольких сотен до десятков тысяч таких клеток в ходе нормальных метаболических процессов. Фокус в том, что если ваша иммунная система здорова и не перегружена слишком большим количеством клеток-изгоев, она избавляется от каждой из них. То, что мы называем раком, возникает, когда иммунная система не больше не может делать свою работу и позволяет некоторым из таких клеток выживать достаточно долго для того, чтобы начать репликацию и «оборудовать плацдарм» в организме. Как только больные клетки обеспечат себя системой поддержки, которая позволит им прокормить себя, то смогут начать производство био-химических веществ, способствующих их собственному существованию за счет здоровых клеток. Это и есть рак.
Таким образом, потенциал для рака есть в каждом живом существе.
Мы также знаем обо всех бессмысленных доисторических аргументах в пользу того, что заболеваемость раком резко возросла за последнее столетие. Числа есть. Сведения тоже. Конечно, сейчас врачи могут диагностировать опухоли гораздо лучше, чем 50 или 100 лет назад, но это прижизненный диагноз. После смерти, когда произведено вскрытие, любой патологоанатом прошлого века распознал бы в крупном инородном теле в толстой кишке рак. Будет зафиксирована смерть от рака. Но всегда ли это верный диагноз? Нет. Конечно, можно предположить, что в 1940-х и 50-х годах врачи были абсолютно некомпетентны и не замечали опухолей, когда выполняли вскрытие или обрабатывали ранения, когда внутренности солдат были прямо перед ними. Кроме того, возможно, что лишние 3-7 лет, которые люди проживают теперь, спустя 100 лет, оказали своё влияние. И да, ожидаемая продолжительность жизни действительно увеличилась за последние сто лет – если учесть снижение младенческой смертности, которая значительно искажает цифры. Да, всё это возможно… но не очень-то вероятно. Обо всём этом можно только спорить, потому что доказать это, как и опровергнуть, невозможно.
И, наконец, мы совершенно точно знаем, что сами выбираем рацион и образ жизни и подвержены воздействию токсинов, что влияет на наши шансы заболеть раком. Опять же, попробуйте доказать обратное. Возьмём, к примеру, сигареты. Мы знаем, что в любой группе населения среди курильщиков гораздо более распространены различные виды рака, в отличие от некурящих. Можно ли со стопроцентной точностью доказать связь между сигаретами и раком? Нет. Всегда можно найти кого-то, кто выкуривал две пачки в день в течение 50 лет, но так и не заболел раком. Но любой здравомыслящий человек знает, что если вы много курите, ваши «шансы» заболеть раком значительно выше.
Аналогично нам известно, что определенные пищевые предпочтения, хлорированная вода, газа радон в наших домах и воздействие многочисленных токсинов значительно увеличивают риск развития рака. Это борьба за вероятность, и мы хотим, чтобы перевес был в нашу пользу.
И как же повлиять на это распределение?
1) Минимизировать воздействие токсинов и продуктов, которые могут способствовать увеличению числа потенциально опасных клеток в организме;
2) Проводить чистку организма четыре раза в год, чтобы избавиться от любых токсинов, которые неизбежно проникают в организм;
3) Наращивать иммунную систему с помощью иммунных стимуляторов, чтобы максимизировать способность вашего организма обезвреживать 100% вредоносных клеток, вырабатываемых организмом;
4) Проходить регулярные осмотры, потому что даже если вы все делаете правильно, всё ещё существует вероятность, что одна клетка смогла преодолеть защитные барьеры организма и пустила корни. На раннем этапе шансы победить рак с помощью природных или медицинских средств весьма высоки. Но помните, рак – это лотерея вероятностей, а не гарантий.
Всё много проще, и зависит от совместимости продуктов. Вернее — химизма этих продуктов. И если предки наши были обучены правильному употреблению продуктов (щи да каша — пища наша), то сегодня с этим проблема… Просто о сложном: http://www.proza.ru/2012/11/12/2124