Отношения между Индией и Россией покрываются льдом

Владимир Путин занял жёсткую позицию по Сирии во время встречи в Нью-Йорке с Бараком Обамой. Он дал понять, что Россия больше не собирается закрывать глаза на односторонние действия США в Западной Азии.

_76316771_76316770

Россия перешла к более активному курсу, намереваясь бросить вызов разрушительной политике США в Ираке, Ливии и в первую очередь, Сирии. Противоречащие здравому смыслу действия Америки в Западной Азии привели к росту варварского ИГИЛ и массовому оттоку беженцев из конфликтных зон, что дестабилизирует Европу. Возникает необъявленное партнёрство России и Китая при поддержке Ирана, Ирака и Асада, нацеленное на борьбу с американским господством в Западной Азии.

Сильный ответ

Так уж получилось, что эти действия Москвы совпали с визитом в Дели 15 сентября заместителя министра иностранных дел России Геннадия Гатилова. Российский гость уделил особое внимание расширению состава Совета Безопасности ООН и ситуации в Сирии, поддержав на словах желание Индии стать постоянным членом Совбеза.

Однако впоследствии Москва предпочла присоединиться к Китаю и Пакистану, стремящимся подорвать проект группы G-4 (в которую входят Германия, Бразилия, Япония и Индия; прим.mixednews) по поводу перестройки Совета Безопасности. Интересно отметить, что в Нью-Йорке между премьер-министром Нарендрой Моди и Путиным не было запланировано ни одной встречи.

По-видимому, столкнувшись с неослабевающей американской враждебностью и санкциями, Россия приняла решение дать сильный ответ в Западной Азии и не только. Москва намеревается укреплять сотрудничество с Китаем, даже если для этого придётся выступать в роли младшего партнера Китая в таких важнейших областях, как Афганистан, Пакистан и Центральная Азия, где Китай фактически взял под контроль доступ к энергетическим ресурсам. Это подрывает историческое господство Москвы в нефтегазовом секторе Центральной Азии. В Афганистане Россия молчаливо поддерживает китайско-пакистанские проекты, направленные на «примирение» с талибами.

Потепление в отношениях России и Пакистана?

В отношениях России с Пакистаном также произошёл заметный сдвиг. В 2003 году Дели и Москва обратились к Исламабаду с совместным призывом «убрать террористическую инфраструктуру из Пакистана и подконтрольных ему территорий». Однако в настоящее время русские избегают упоминать о какой-либо связи между Пакистаном и терроризмом. Это стало особенно заметно после того, как в 2012 году министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Хар и командующий пакистанской армией генерал Ашфак Каяни посетили Москву, подняв вопрос о поставках российского оружия.

Далее последовало соглашение по поводу того, что Россия будет напрямую поставлять двигатели РД-93 для истребителей JF-17, собираемых в Пакистане при участии Китая. После визита в Россию генерала Рахиль Шарифа заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков и вовсе назвал Пакистан «ближайшим партнёром» Москвы, пообещав поставлять Пакистану новейшие истребители Су-35 (которые, кстати, покупает и Китай) и боевые вертолёты МИ-35.Правда, испытывающий финансовые трудности Пакистан, планирующий приобрести в Китае разработанные Израилем истребители J-10, вряд ли сможет позволить себе российские истребители.

За последние два десятилетия Китай значительно модернизировал свой арсенал, в значительной степени за счёт приобретения российской техники – истребителей, зенитно-ракетных комплексов, военных кораблей. Москву, однако, не слишком радует нарушение Китаем авторских прав и создание аналогов поставленной военной техники. Но выбор для Москвы сейчас небогат, учитывая падение цен на нефть, газ и другие природные ресурсы, а также растущую озабоченность Западной Европы по поводу излишней зависимости от российского сырья.

Грандиозные планы

Россия стремится объединить собственные планы относительно Евразийского союза с грандиозным китайским проектом «одного пояса, одного пути», что предусматривает расширение экономических связей с Ираном, Китаем и Южно-Азиатской ассоциацией регионального сотрудничества. Военную сторону этого сотрудничества можно оценить из того факта, что в последние месяцы проводились совместные учения Китая и России не только в Тихом океане, но и, впервые, в Средиземном море.

Пока не ясно, суждено ли сбыться этим грандиозным планам, учитывая переживаемые Москвой экономические трудности. Возможно, Россия ещё пожалеет о своём развороте к талибам, когда их средневековое влияние ощутят центральноазиатские партнёры Москвы. Хотя в сравнении с ИГИЛ талибы могут показаться «хорошими ребятами», нет оснований предполагать, что они изменили своим идеологическим наклонностям.

В прошлом Индии уже приходилось видеть заигрывания Москвы с Пакистаном и Китаем, которые заканчивались разочарованием для последней. Кроме того, русские не могут забыть, с каким энтузиазмом Мао и Дэн разворачивались на 180 градусов, делая выбор в пользу США.

Остаётся надеяться, что Дели укрепит своё обширное взаимодействие с Москвой, дав ей совет, как российские компании могут воспользоваться новой политикой «Сделано в Индии», а также усилив надёжное партнёрство в сфере обороны (Москва никогда не скрывала своих опасений по поводу того, что США получают всё большую долю в оборонных закупках Индии). В то же время, России не помешает понять, что именно беспокоит Индию.

Об авторе. Г. Партхасаратхи – бывший верховный комиссар в Пакистане

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий