Следующий глобальный кризис: продовольственный

Источник перевод mixednews

Наводнения в Пакистане и засуха в России подняли цены на зерно. По словам лауреата премии австралийских научных писателей Джулиана Крибба, существуют признаки надвигающейся катастрофы, по сравнению с которой финансовый кризис покажется карликом.

В своей новой книге «Грядущий голод: мировой пищевой кризис, и что мы должны делать, чтобы избежать его», что из-за приближающейся нехватки водных ресурсов, земель, удобрений, нефти и рыбы, в течение ближайших 50 лет мы можем оказаться не в состоянии себя прокормить.

В этой охватывающей сразу многие аспекты беседе г-н Крибб рассматривает последствия западной диеты, угрозы городам, и то, какие последствия голод может оказать на иммиграцию.

В: Вы должно быть приятный собеседник.

О: Я немного удручён. Это такая тема, о который не любят много говорить. Но я научный журналист, поэтому могу разговаривать и о многих других вещах, не касающихся еды.

Вы набросали довольно пугающий сценарий, но идея надвигающегося мирового голода вроде как мало кому кажется чем-то реальным. Почему так?

Потому что мы очень успешно производили продовольствие последние тридцать лет, поэтому как говорится «заснули за рулём». Такие страны как Америка, Австралия и Канада заполнены пищей. Половину из которой мы выбрасываем. Но не замечаем, что базовые ресурсы для производства пищи истощаются.

Вы говорите, у нас осталось менее пятидесяти лет до наступления глобального кризиса.

Возможно в течение следующих 30-40 лет мы вступим в фазу гораздо более серьёзных бедствий, нежели наводнение в Пакистане и засуха в России, что вынудит перемещаться большие массы людей. И последствия этого ощутит на себе каждый.

Сколько времени уйдёт на то, чтобы люди начали обращать внимание на эту проблему?

Ненавижу это говорить, но мы очень медленно раскачиваемся. Политики медленно ворочаются, если только что-нибудь действительно не вытолкнет их из их привычной зоны комфорта. Они не видят картины в целом: сокращение земель, воды, энергии, удобрений, рыбы, технологий… Я не знаю как в Канаде, но в Австралии за последние 20 лет мы ничего не инвестировали в сельскохозяйственные исследования.

Мировые лидеры осознают угрозу?

Я думаю они занимаются насущными проблемами. Финансовый кризис заставил их начать суетиться словно муравьи, изменения климата также рассматриваются ими в качестве критической проблемы, что ею конечно и является, но тот вопрос, который я пытаюсь осветить, маячит в долгосрочной перспективе.

Надо чтобы Ал Гор* сделал кино по вашей книге.

*Альберт Гор прославился в частности свои нашумевшим фильмом «Неудобная правда» про глобальное потепление; прим. mixednews.ru

Так я пытался. Пытался заставить публикатора отправить ему копию. Там есть некоторые связи с изменением климата, но надеюсь такого с пищей не произойдёт. Мы живём в исключительно расточительном обществе, и работать с этим надо не только на уровне лидеров стран или фермеров, но и в плане ежедневного потребления обычными гражданами.

Есть ли прецедент реагирования всем миром на проблему продовольствия?

В некотором смысле да, здесь можно вспомнить «Зелёную революцию». В 1960-ых римский клуб отмечал, что на нашей планете много людей голодает, и это позор. И мир щедро вложился в сельскохозяйственные исследования, которыми все могут пользоваться. У нас появилась супермука и суперрис. Такие страны как Китай и Индия стали самодостаточными менее чем за десять лет.

Но как убедить западные страны что это повлияет и на них? Мне кажется, есть некое ощущение, что границы нас уберегут.

Люди не понимают, что голод коснётся и их лично. Это отразится на ценах, за которые они покупают, налогах, которые они платят, и они получат потоки иммигрантов. Подумайте о картофельном голоде в Ирландии. Четверть населения тогда уехало в Канаду, Америку и Австралию. Население, которое голодает, будет вынуждено передвигаться.

В 1970-х 10 миллионов жителей Бангладеш перебрались жить в Индию. Если на северной равнине Китая случится голод, они просто переберутся на север, в Сибирь, где живёт всего 20 миллионов людей. Но русские возможно имеют что сказать по этому поводу.

В Северной Америке сейчас много обсуждается проблема выращенной индивидуально пищи. Считаете ли вы, что это неким образом отвлекает от более больших проблем?

Это именно то, что нам необходимо делать. Нам необходимо перерабатывать и повторно использовать, и мы должны есть более скромно: меньшие порции и больше овощей. И питаться тем где живёшь имеет смысл потому, что в этом случае мы не сжигаем топливо.

Одним из последствий сжигания большего количества топлива является засуха, что снижает рост производства. Так что все эти вещи взаимосвязаны.

Это бремя западного мира?

Да, потому что в нашем рационе продукты, требующие больше всего расходов энергии и воды. Но это применимо ко всем. Я считаю что для таких развивающихся экономик как Индия и Китай, не стоит следовать по тому же пути. Если индусы начнут потреблять мясо в таких же количествах как и мы, в итоге на планете просто не хватит места для его производства.

Как вы изменяете отношение людей к еде?

Я год преподаю культуру питания в начальных школах по всему миру. Я думаю детство является идеальным возрастом воздействия на людей, потому что дети, в основном городские, чаще всего даже не представляют откуда берётся наша пища. В результате одних исследований выяснилось, что некоторые дети даже не знают, что мясо мы получаем из животных, они считают что это нечто, что мы покупаем в пластике в супермаркете.

Вы лично как-то изменили свой рацион питания?

Существенно больше овощей, и меньше мяса. Это маленький вклад в общую мораль.

Есть ли какие-то регионы, которые вас беспокоят?

Наибольшее беспокойство вызывает Индо-Гангская равнина. Им нужно прокормить 1.3 миллиарда людей, и не только в Индии, но и в Центральном Китае. Они очень уязвимы из-за нехватки воды, и деградации почв, и их вероятно сильно затронут климатические изменения. Многие глобальные проблемы отразятся на этой части мира.

Другое что меня беспокоит, это мегаполисы. Если у нас есть города с населением в 20-30 миллионов человек, в которых нет внутренних источников получения пищи, то всё это население стопроцентно и ежедневно зависит от прибывающих грузовиков. Если случится топливный кризис или природные бедствия, то можно получить голод в огромных масштабах в этих городах в течение одной-двух недель. Мы создаём скопления огромной уязвимости.

Есть ли страны, которые будет труднее убедить, что необходимы изменения?

Возможно Канаду будет очень трудно убедить, потому что они производят так много пищи по сравнению с количеством населения. Такие страны как Канада не сильно обращают на это внимание, потому что у них есть излишки производства продовольствия.

Но я говорю о глобальной проблеме, которая охватит весь мир также быстро, как это сделал финансовый кризис.

Нас это коснётся как-то?

Никто не останется незатронутым. Ни один человек, ни одна страна.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий