Украина останется транзитёром для поставок российского газа в Европу, несмотря на заявления Газпрома, что поставки через бывшую советскую республику будут прекращены к 2019 году.
Как сказал греческий директор по исследованиям в Институте международных отношений Константинос Филис в интервью New Europe, Россия вложила слишком много средств, в том числе в политическом плане, в украинский трубопровод.
«Я не думаю, что они исключат его, как говорят, с 2019 года. Они будут держать украинскую систему как часть их экспортной политики в Европе. Они наверное увеличат прокачку по «Северному потоку» за счёт расширения проекта «Северный поток-2» и затем, возможно, если будет необходимость в дальнейшем, будут рассматривать идею обхода Украины по южной ветви. Но Украина, на мой взгляд, будет оставаться частью уравнения. Европейцы хотят этого, русские хотят этого, так что это просто тактическая игра трёх сторон», — сказал Филис, выступая в кулуарах конференции по Инвестициям в энергетику в Афинах.
Газпром покрывает около трети потребностей Европы в газе, и примерно половина этого газа закачивается через Украину.
Филис считает, что два последних соглашения между Газпромом и Royal Dutch Shell, а также Газпромом и немецкой BASF показывают, что бизнес-интересы «указывают нам путь в виде сближения между Европой и Россией».
«Русские поняли, что если они будут продолжать свою политику, которая игнорирует основные интересы Европы, а также некоторые реалии, то они рискуют оказаться в изоляции, а это не то, чего они хотят, потому что европейцы очень хорошие потребители для них, и будет не очень просто осуществить стратегический сдвиг – о котором мы слышим из разных источников — в сторону Китая», — сказал он.
«Это не просто, это дорого, и это может занять некоторое время. Таким образом, русские хотят улучшить свои отношения с Европой, они показали большую гибкость в последние месяцы рядом своих ходов, и я думаю, что России очень бы хотелось сохранить это стратегическое сотрудничество и эти стратегические цели в отношении Европы», — сказал Филис.
Филис убеждён, что нет никакой необходимости в «Турецком потоке», и там нет клиентов. «С самого начала я был очень осторожен в отношении «Турецкого потока», учитывая тот факт, что, если исключить 16 миллиардов кубометров газа для турецкого рынка, остальная часть, как это было заявлено, имея в виду 63 миллиарда кубометров, предназначена для европейского рынка, но я не думаю, что это реально», — добавил он.
Он высказал мнение, что, если Москва и Анкара, наконец, договорятся, то газопровод может иметь две ветви мощностью 16 миллиардов кубических метров: одна пойдёт в Турцию, а другая — в Италию через Грецию — через возрождённый интерконнектор Греция-Италия (IGI Poseidon).