Российские военные доказали свою способность проводить операции за пределами страны и устроили публичную демонстрацию новых вооружений, тактических и стратегических приемов ведения войны.
Удары с воздуха наносились с помощью новых боевых самолетов, которые ранее не проходили испытаний в боевой обстановке, включая многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-34, который в системе кодификации НАТО носит название «Fullback» (в футболе этот термин означает «универсальный защитник»), а также крылатых ракет корабельного базирования, дислоцированных в Каспийском море, на расстоянии более 1300 километров от Сирии. Российские ракеты, по мнению некоторых военных аналитиков, превосходят американские аналоги по своим техническим характеристикам.
Пока российские самолеты наносят удары по объектам противника, оказывая поддержку наступлению сирийских наземных войск, которое они ведут из районов, контролируемых правительством страны. Однако, вскоре русские могут также оказать поддержку с воздуха наступательным операциям иранских подразделений, начавшимся в среду в северной провинции Алеппо. Координация действий между ними отражает, по словам официальных лиц США, тот факт, что этой первой российской военной кампании за пределами территории бывшего Советского Союза с момента его распада, предшествовали месяцы тщательного и кропотливого планирования.
В целом, российская операция продемонстрировала эффективность того, что аналитики и чиновники США назвали недостаточно изученной и еще незавершенной модернизацией, осуществлявшейся в России в течение нескольких последних лет, несмотря на проблемы с бюджетом страны. Пристальное внимание и некоторую обеспокоенность на Западе российская военная модернизация вызвала лишь в связи с вмешательством Москвы в конфликт на территории соседней Украины.
В своем октябрьском докладе Европейскому Совету по международным отношениям, берлинский аналитик ЕСМО Густав Грессель утверждает, что Путин осуществил самую стремительную модернизацию вооруженных сил страны с 1930-х годов. «Россия сегодня представляет собой военную силу, которая может одержать победу над любым из соседних государств, если они будут изолированы от западной поддержки», написал Грессель, в прошлом – офицер австрийской армии.
Российские истребители ежедневно осуществляют, по крайней мере на данный момент, приблизительно столько же ударов по позициям боевиков, выступающих против правительства президента Башара аль-Асада, сколько коалиция, возглавляемая Соединенными Штатами наносила по объектам ИГИЛ в месяц на протяжении всего этого года.
Операция в Сирии, хотя она носит относительно ограниченный характер, стала в сущности, испытательным полигоном для все более амбициозной и воинственной путинской России. Фактически, и это подтвердил в воскресенье сам Путин, эта операция должна восприниматься как послание Соединенным Штатам и всему Западу о том, что Россия вернула былую военную мощь и глобальное влияние после десятилетий постсоветского упадка.
«Одно дело, если эксперты просто знают о том, что Россия предположительно обладает теми или иными вооружениями, и совсем другое – когда они видят в первый раз, что эти вооружения на самом деле существуют, что они изготавливаются на наших военных предприятиях, обладают высоким качеством, и что у нас есть хорошо обученные и опытные специалисты, которые могут их эффективно применять», заявил Путин в интервью российскому телевидению. «Они также убедились сегодня в том, что Россия готова применить свои вооружения, если это будет необходимо в интересах нашей страны и нашего народа».
Стремительный и практически бескровный захват Крыма Россией в 2014 году был, в сущности, тайной операцией, а ее вмешательство в конфликт на востоке Украины, несмотря на масштабность, также осуществлялось в условиях секретности и сопровождалось официальными опровержениями прямого участия России. Бомбежки в Сирии, напротив, осуществляются открыто и документируются российским Министерством обороны с большим шумом, а также регулярным распространением видеозаписей воздушных ударов, подобно тому, как поступал Пентагон во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
Последние события послужили поводом для прозрения аналитиков и чиновников относительно военной мощи России, которая в течение почти четверти века после распада Советского Союза считалась угасающей, несущественной силой, до такой степени ослабленной неэффективным управлением и погрязшей в коррупции, что не могла представлять сколько-нибудь существенной угрозы за пределами собственных границ.
«Мы в последнее время узнали больше, чем за прошедшие десять лет», заявил старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Мика Зенко, комментируя применение новых истребителей-бомбардировщиков крылатых ракет, известных под названием «Калибр». «Как я понимаю, нам еще предстоит изучить, что сегодня представляет собой российский военный потенциал».
Военная мощь, демонстрируемая в настоящий момент в Сирии, а несколько ранее – на Украине, в какой-то степени стала результатом короткой победоносной войны в Грузии в 2008 году. Хотя Россия разбила обученную американскими военными инструкторами армию грузинского правительства, выбив ее с территорий, окружающих контролируемую сепаратистами Южную Осетию, российские наземные и воздушные силы показали тогда свою низкую эффективность.
Русские потеряли три истребителя и один бомбардировщик в первый же день войны в августе 2008 года, а всего, согласно подсчетам аналитиков после завершения конфликта, потери составили семь самолетов. Российские наземные войска продемонстрировали слабую координацию действий и плохую работу средств связи, имели место даже случаи так называемого «дружественного огня», то есть нанесения ударов по собственным позициям.
После завершения этой войны Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, начал осуществлять программу модернизации вооруженных сил, направленную не только на масштабные закупки новых вооружений – самолетов, боевых кораблей и ракет – но и на менее заметный процесс совершенствования обучения и организации, включая сокращение чрезмерно раздутого офицерского корпуса, а также подготовку профессиональных кадров сержантского состава.
Военные расходы России резко сократились в середине 1990-х годов, однако стали устойчиво расти при Путине, и, несмотря на падение нефтяных цен и международные санкции, введенные после аннексии Крыма, они достигли наивысшего уровня за четверть века, составив около 81 миллиарда долларов, или 4,2 процента ВВП, что соответствует среднему уровню военного бюджета.
Повышение эффективности российских вооруженных сил обусловлено не только новыми вооружениями, но также ростом профессионализма и боевой готовности. Россия проводит свои операции с авиабазы в окрестностях Латакии на северо-западе Сирии в течение последних трех недель. В них задействованы более трех десятков боевых самолетов и вертолетов, большое количество танков и другой бронетехники, ракетные и артиллерийские комплексы, системы противовоздушной обороны и сборное временное жилье для контингента численностью 2000 человек. Это крупнейшая операция Москвы на Ближнем Востоке со времен развертывания советских войск в Египте в 1970-х.
«Что не перестает меня удивлять, так это их способность перебрасывать большое количество личного состава на значительные расстояния с неожиданной быстротой», сказал в одном из интервью командующий силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес.
Как заявляют американские аналитики, с момента начала своей воздушной кампании 30 сентября Россия увеличила число своих ежедневных ударов с совсем небольшого количества до почти 90 в некоторые дни, используя при этом более шести различных типов управляемых и неуправляемых боеприпасов, включая осколочные и бетонобойные бомбы для особо укрепленных объектов.
Россия не только применяет в Сирии свои наиболее современные вооружения, но она также развернула здесь большие полевые кухни, и даже привезла танцовщиков и певцов для развлечения личного состава. По мнению тех же аналитиков, это ясно указывает на долгосрочные планы военного российского военного присутствия в Сирии.
«Они разворачиваются по полной программе», говорит бывший ближневосточный аналитик Агентства военной разведки США Джеффри Уайт, ныне являющийся сотрудником вашингтонского Института ближневосточной политики. «Это говорит о том, что они могут дислоцировать здесь довольно крупный экспедиционный корпус».
На сегодняшний день Россия главным образом ведет в Сирии военно-воздушную кампанию, в то время как приблизительно 600 морских пехотинцев развернуты на земле для защиты авиабазы в Латакии. Путин исключил возможность отправки своих войск для участия в крупной наземной операции в поддержку сирийцев.
По мнению Майкла Кофмана, аналитика некоммерческого исследовательского института CNA Corp (Center for Naval Analyses), являющегося также научным сотрудником Института перспективных российских исследований имени Кеннана в Вашингтоне и специализирующегося на анализе российских вооруженных сил, операции на территории Сирии показали, что Россия сегодня достигла того уровня военной мощи, которым обладают США с 1990-х годов. Тем не менее, это свидетельствует о весьма значительном прогрессе, особенно если принять во внимание степень прежнего упадка российской армии.
«Нанесение ударов в ночных условиях с использованием дронов для оценки нанесенного противнику ущерба – это ощутимый прорыв для России, который означает выход на западный уровень военного потенциала между 1990-ми годами и сегодняшним моментом», добавил Кофман.
Российские военно-космические силы потерпели ряд неудач в течение весенних и летних месяцев 2015 года, связанных с авариями во время тренировочных полетов. В результате за это время было потеряно как минимум пять боевых самолетов, что Кофман назвал «детскими болезнями», проблемами начального периода, поскольку пилоты увеличивали темп боевых действий по приказу Путина. Даже если это и верно, российская авиация, «о которой на Западе нередко говорят как о некой «потемкинской деревне», на сегодняшний день совершенно не соответствует такой оценке».
Кофман и другие аналитики полагают, что на данный момент самым большим сюрпризом стала демонстрация возможностей российских ракетных технологий. Крылатые ракеты, выпущенные с российских фрегатов и эскадренных миноносцев в Каспийском море, впервые были испытаны в 2012 году. Их дальность действия, согласно имеющимся данным, составляет около 1450 километров, и они никогда прежде не применялись в боевых действиях. Несмотря на потерю четырех крылатых ракет, упавших на территории Ирана в результате одного неудачного залпа, это представляет собой технологический прорыв, который может стать поводом для беспокойства среди военного командования НАТО. Кофман также отметил, что усовершенствование ракетных технологий привело к повышению точности и огневой мощи даже устаревших боевых кораблей и самолетов советских времен.
«Это поразительно эффективное новое оружие», добавил аналитик.
Смешно — про четыре упавшие ракеты 🙂 Многократно повторённая ложь, становится неоспоримым фактом в их жизни. Этим можно и нужно манипулировать из вне. Кстати, прецедент Косово был взят на вооружение нашим военно-политическим руководством. Теперь очередь за новым мемом «Вооруженная оппозиция».
Да, ложь их конек, но правда рано или поздно выходит наружу и тем, кто лгал — бочком…