Иногда человеческие чувства начинают преобладать над политическими интересами. Премьер-министр Великобритании поступил совершенно правильно, когда на прошлой неделе выразил по телефону сочувствие президенту России Путину в связи с катастрофой российского авиалайнера над Синайским полуостровом, а также передал последние данные британской разведки. На фоне того, что это было сделано, несмотря на непростительный уход России от ответственности за сбитый малазийский самолёт рейса MH17 над Украиной в прошлом году, такой жест кажется даже более веским.
Но в целом политикам очень трудно перебороть себя. Русские настаивают (с некоторой долей справедливости), что неадекватная политика Запада на Ближнем Востоке усилила нестабильность и способствовала подъёму исламизма. Единственным средством, говорит Россия, остаётся поддержка президента Сирии Асада в его борьбе с ИГИЛ. Запад со своей стороны видит в Асаде корень зла. Они считают, что он должен как можно быстрее уйти. Сейчас всё в свои руки берёт Россия, осуществляющая активную военную интервенцию в Сирии. Режим Асада заметно укрепился. И раздражённый Запад вынужден подключаться к переговорам с бывшими изгоями Ираном и Россией.
Все это не способствует расследованию авиакатастрофы над Синаем. Британия стала первой утверждать, что причиной катастрофы был взрыв заложенной боевиками ИГИЛ бомбы, и всё больше свидетельств подтверждает это. Это не будет хорошей новостью для Путина, который неохотно принимает эту версию. В то время как россияне с пониманием относятся к участию России в конфликте на Украине, у них не возникает подобных чувств в отношении событий в Сирии. Опросы общественного мнения (внимательно отслеживаемые режимом) уже показывают растущую обеспокоенность населения проводимой операцией. Многие спрашивают, почему русские парни должны умирать вдали от Родины? У Путина, конечно, есть ответ. Взрыв российского самолёта является вызывающим возмущение злодеянием ИГИЛ, на который Россия, имеющая опыт борьбы с внутренней исламистской угрозой, обязана ответить. Путин, скорее всего, не отступит и удвоит свои усилия. Но теперь его пренебрежение к действиям Запада будет подкрепляться настроением среди большей части российской элиты, отмечающей, что Запад не без удовлетворения наблюдает, как Россия расплачивается кровью за свою авантюру в Сирии.
Этот абсурд должен закончиться. Дэвид Кэмерон запретил полёты британских авиакомпаний в Шарм-эль-Шейх по той же причине, что и Владимир Путин – чтобы защищать жизни своих граждан. И у Кэмерона точно такие же причины для борьбы с ИГИЛ за рубежом, как и Путина — не допустить возвращения джихадистов вместе с их бомбами домой. Эта общая проблема объединяет нас гораздо больше, чем разъединяет.
Запад должен преодолеть своё недовольство тем, что Россия отодвинула его на задний план, а Россия должна скорректировать свою кампанию, чтобы лучше учитывать западные интересы (и их союзников в регионе). Английский поэт Джон Донн когда-то говорил, что колокол звонит по всем нам. На прошлой неделе жертвами оказались русские. На следующей неделе ими могут стать британцы, если мы не найдём пути для сотрудничества.
Осторожный доклад. И нас сильно не обидеть, и своих чувствительно не поддеть…
ХАХАХА! ИГИЛ и есть проект запада, одной рукой создают, другой делают вид, что борются. Было бы смешно, если б не было так грустно…