Россия и Афганистан: странная парочка

В течение последних лет на Западе существует обеспокоенность, и вполне обоснованная, в связи с тем, что Россия при Владимире Путине стремится утвердить себя в качестве сверхдержавы, наподобие бывшего Советского Союза. Путин прилагает усилия в этом направлении с тех пор, как получил власть из рук покойного Бориса Ельцина, основателя и первого президента новой России после распада Советского Союза. В прошлом высококвалифицированный офицер КГБ, Путин обладает энергией и способностями, позволившими ему создать в стране атмосферу страха и национализма, пробудить в россиянах ностальгию по былой славе и влиянии страны в эпоху СССР.

Подпись к изображению. Российский президент Владимир Путин и президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай во время саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)  в Уфе, 2015 год
BRICS/SCO Summits - Russia 2015

В августе 1999 года Путин был назначен на пост исполняющего обязанности премьер-министра России. В сентябре того же года в Москве произошло несколько взрывов домов, которые привели к гибели 300 человек и огромному количеству пострадавших. Вина за эти террористические акты была немедленно возложена на чеченских боевиков, что дало повод тандему Ельцина-Путина начать крайне жесткую, с применением тактики «выжженной земли», военную операцию в Чечне, республике в составе Российской Федерации. Путин, играя на чувствах простых россиян, сумел завоевать известность и авторитет. После унизительного развала Советского Союза, эта военная операция стала неким толчком для возрождения в России чувства национального достоинства. Бомбежка чеченской столицы, таким образом, стала единственным важным событием, которое помогло относительно малоизвестному Путину занять президентский пост в Российской Федерации. Путин и правительство России так и не представили достоверных доказательств того, что взрывы в Москве были делом рук чеченских террористов. Существуют неподтвержденные предположения, что на самом деле ответственность за эти целенаправленные акции несет Федеральная служба безопасности (наследница КГБ), а их целью было склонить общественное мнение в пользу начала кровопролитной войны в Чечне.

Наряду с кампанией устрашения в отношении оппозиции внутри страны, внешнеполитический авантюризм Путина проявился в 2008 году во вторжении в Грузию. Поддержка, оказанная Россией сепаратистам на востоке Украины и аннексия Крыма в  марте 2014 года, являются элементами крупномасштабного плана Владимира Путина по расширению российского влияния на мировой арене. В настоящее время Россия оказалась вовлечена в сирийский кризис, в попытке оказать поддержку режиму президента Башара аль-Асада.

СССР начал вторжение в Афганистан в 1979 году с целью поддержать коммунистическое правительство, которое они помогли привести к власти годом раньше, в 1978-м. Это было началом конца Афганистана, прежде вполне жизнеспособного национального государства. Хотя у большинства афганцев не сохранилось никаких теплых чувств по отношению к русским из-за тех разрушений в стране, к которым привела советская интервенция, в настоящее время наблюдаются некоторые признаки нового сближения. В последние годы участились визиты афганских официальных лиц в Москву. Первый вице-президент Афганистана Абдул Рашид Дустум, недавно посетил Россию, где он обсуждал с российскими чиновниками военное сотрудничество между двумя странами. На фоне обострения проблем в сфере безопасности в северных провинциях Афганистана и некоторых других местах, афганское правительство заинтересовано в получении тяжелой военной техники из России. Россия благосклонно относится к афганским предложениям, отчасти потому, что они отвечают желаниям Москвы защитить свои интересы в бывших советских республиках Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, имеющих на севере границу с Афганистаном. Россия по-прежнему воспринимает эти страны как часть своей сферы влияния и стремится остановить распространение процессов дестабилизации на их территорию.

Правительство Афганистана горько сокрушается по поводу отсутствия воздушной поддержки, необходимой для эффективной борьбы против мятежников из исламистского движения Талибан. Соединенные Штаты предоставили афганским военно-воздушным силам несколько легких разведывательных вертолетов MD-530, но афганцы остались недовольны их работой. Они жалуются, что эти машины не способны летать на достаточной для пересеченного ландшафта Афганистана высоте. Из-за этого они являются уязвимыми для огня с наземных позиций и неэффективны в борьбе против мятежников. Больше всего афганское правительство хотело бы получить  российский многоцелевой ударный вертолет Ми-35, способный нести на борту небольшое количество личного состава. Хотя какое-либо непосредственное участие российских военных в операциях не территории Афганистана на сегодняшний день не обсуждается, русские серьезно рассматривают просьбу афганского правительства о предоставлении военной техники, что является для России шагом вперед в расширении ее влияния на юге Центральной Азии.

Соединенные Штаты сохранят свой военный контингент в количестве 5500 военнослужащих после 2016. Хотя стремление Афганистана получить российские вооружения и военное оборудование само по себе не представляет непосредственной угрозы для выполнения США своих функций в Афганистане, выглядит как-то обескураживающе, что после того, как американцы в течение 14 лет проливали кровь и тратили огромные средства, афганцы снова обратили свои взгляды в сторону Москвы.

Автор, Абдулла Шафир – авиационный инженер с более чем тридцатилетним опытом, пять лет посвятил оказанию помощи в восстановлении своей родины Афганистана. Он выполнял функции посредника в переговорах от имени Госдепартамента и Министерства обороны Соединенных Штатов. Своим впечатлениям Абдулла Шафир посвятил книгу мемуаров.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий