Способна ли Турция взять Россию за горло

Конвенция Монтрё 1936 года регулирует использование проливов, признавая суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, в то же время гарантируя право свободного прохода кораблей под иными флагами. Согласно статье 2 упомянутой конвенции «торговые суда должны обладать полной свободой транзита и навигации в Проливах, в дневное либо ночное время, под любым флагом и с любым грузом, без каких бы то ни было формальностей. Конвенция также гарантирует доступ в открытое море для российских военных судов.

Подпись к изображению. Мужчина смотрит с европейского берега пролива Босфор на азиатский
120915_0

Принятие этой конвенции положило конец вековому соперничеству между Турцией и Россией. Москва вела бесчисленное множество войн с турецкой Оттоманской империей за право использования морских путей, одержав победу почти во всех из них Однако, во всем, что касается вопроса, связанного с проливами, до сих пор сохраняется известная доля щепетильности.

Учитывая формулировки, записанные в тексте соглашения, полное закрытие проливов Босфор и Дарданеллы для российского военного или торгового флота видится маловероятным. Однако, вполне возможно, что Анкара создаст новые препятствия для российского судоходства. Согласно конвенции, турецкие власти обладают правом осуществлять инспекцию кораблей, относительно которых существует подозрение в загрязнении окружающей среды, а также возможном участии в нелегальных операциях, таких как торговля оружием или наркотиками.

«Если проливы будут блокированы Турцией, это будет означать крупный международный инцидент», сказал политолог из стамбульского университета «Süleyman Şah» Ченгиз Актар (Cengiz Aktar). «Однако, в СМИ уже имеются сообщения о задержках при проходе российских судов». Российские информационные источники сообщают, что суда вынуждены простаивать часами в ожидании прохода. Турецкие чиновники решительно опровергают утверждения о замедлении.

Создание препятствий для российского судоходства может обернуться для Анкары неблагоприятными последствиями. «Конвенция Монтрё не дает Турции права поступать подобным образом», сказал исполнительный директор расположенного в Анкаре центра стратегических исследований «STRATIM» Суат Киниклиоглу.

Если достаточное количество государств признают, что Турция нарушает требования Конвенции, это может вызвать возобновление слушаний по поводу пересмотра документа. Подобного сценария Анкара, безусловно, хотела бы избежать, говорят турецкие эксперты.

«Это крайне нежелательный для Турции вариант развития событий, поскольку многие страны имеют те или иные проблемы в связи с этой Конвенцией. Турция традиционно весьма лояльно относилась к этому документу и не хотела бы наносить урон своей репутации в этом отношении», отметил Киниклиоглу, который также является бывшим членом комитета по международным отношениям турецкого парламента от правящей партии Справедливости и развития.

Анкара периодически сталкивалась с призывами о придании проливам Босфор и Дарданеллы статуса международных фарватеров, или как минимум передаче их под управление независимой структуры. Турция жестко противостоит обеим этим идеям.

На фоне роста напряженности в двусторонних отношениях, возникшем в связи с сирийской проблемой, проливы остаются потенциальной козырной картой в руках Турции. Дело в том, что свободный проход из Черного моря в Средиземное является критически важным для России, которой необходимо осуществлять снабжение своих военных баз в Сирии.

Впрочем, посол Турции в отставке Мурат Билхан, бывший глава комитета стратегического планирования Министерства иностранных дел Турции, утверждает, что при определенных обстоятельствах, Турция получила бы легальное право закрыть проход для российских судов. «Если Турция является участницей конфликта или испытывает непосредственную угрозу для своей безопасности, конвенция дает ей право не позволять военным судам вражеской страны использовать проливы», настаивает Билхан.

«Турция имеет такое право в соответствии с конвенцией Монтрё, однако она никогда не использовала его до сих пор, и я надеюсь, не намерена поступать таким образом, поскольку это очень опасная козырная карта», добавил он.

Многие аналитики считают, что вопрос о праве прохода через проливы Босфор и Дарданеллы может оказаться настоящим «ящиком Пандоры». Тем не менее, на фоне бурного воодушевления турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в связи с решительной победой его партии «Справедливости и развития» на всеобщих выборах в прошлом месяце, в Стамбуле и Анкаре растет ощущение, что страна входит в такой период развития, когда возможно возникновение новых норм и правил.

«Эрдоган и его когорта – непредсказуемые люди, у которых практически отсутствует какая-либо щепетильность в отношении внешнеполитических традиций. Однако, русские весьма и весьма чувствительны по отношению к вопросу о проливах, и их реакция была бы крайне жесткой», заметил аналитик из центра «STRATIM» Суат Киниклиоглу.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий