Перспективы сотрудничества Китая и России в Центральной Азии

На  ежегодном саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), начавшим свою работу во вторник в китайском Чжэнчжоу, всё внимание приковано к лидерам ведущих держав — Китая и России, стремящихся укрепить свой контроль над регионом Центральной Азии.

103241612-GettyImages-497237084.530x298

Созданная в 2001 году организация объединяет Китай, Россию, а также бывшие советские республики Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан с целью укрепления сотрудничества в области политики, торговли, информации, безопасности, а также военных связей между членами блока. Иран, Афганистан, Монголия, Индия и Пакистан в настоящее время имеют статус наблюдателей, но два последних государства, как ожидается, станут официальными членами в следующем году.

Китайский проект «Один Пояс Один Путь», направленный ​​на воссоздание древнего торгового маршрута Шёлковый путь и строительство инфраструктурной сети по всей Центральной, Западной и Южной Азии вероятно займёт важное место в повестке дня саммита, и экспертов интересует реакция на это премьер-министра России Дмитрия Медведева.

«Центральная Азия является регионом, где действительно объединяются российские и китайские интересы. Если заглянуть в будущее, то в регионе сохраняются угрозы политической нестабильности, и это открывает возможности для сотрудничества русских и китайцев», — сказал вице-президент по Азиатско-Тихоокеанскому  региону в Stratfor Роджер Бейкер.

Москва традиционно со сдержанным скептицизмом воспринимает стремление Китая расширить своё влияние в регионе, который она считает своей зоной влияния. Являясь кладовой крупнейших в мире газовых и угольных месторождений, Центральная Азия переживала геополитические раздоры ещё со времён «Большой игры» — политического соперничества между Великобританией и Россией на протяжении всего 19-го века.

Хотя Москва и Пекин, кажется, уже не соперничают в богатом ресурсами регионе, но российско-китайские связи остаются шаткими, и это может негативным образом сказаться на достижении целей ШОС.

В начале года Владимир Путин заявил, что готов увязать планы развития Евразийского экономического союза, созданного под эгидой Москвы, с китайской инициативой.

«Но подспудно, две державы не готовы полностью доверять друг другу», — считает Бейкер.

В то время как Россия больше сконцентрирована на вопросах международной безопасности, Китай сосредоточил своё внимание на экономической деятельности и развитии таких многосторонних институтов, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, отмечает старший консультант по азиатским программам в Chatham House Тим Саммерс.

По мнению Саммерса, в конечном счёте, отношения между двумя тяжеловесами можно описать как нечто среднее между поиском общих материальных выгод и глубоким стратегическим партнёрством.

Оказываясь всё в большей изоляции на фоне обострения политической напряжённости в отношениях с Западом и на Ближнем Востоке, Москва сделала упор на Пекин, в то время как обвал цен на нефть, крушение рубля и продление санкций больно бьют по и без того пострадавшей от кризиса экономике. В свою очередь, Китай заинтересован в получении доступа к российской энергетике и военным разработкам.

Но что касается глобального миропорядка, обе державы преследуют аналогичные цели, что является ключевым объединяющим фактором, добавил Саммерс. «Они оба стремятся к многополярному миропорядку, предполагающему относительное ослабление роли США».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий