Как заявил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев (который также является соруководителем Российско-китайского инвестиционного фонда), его команда стремится к новым инвестиционным возможностям, связанным с китайским проектом «Один пояс и один путь». На счету фонда уже имеется ряд успешных инвестиций.
«Проект «Один пояс и один путь» очень важен для России, так как может обеспечить источники дополнительного роста. Россия занимает стратегическое местоположение между Китаем и Европой, и наше участие может придать проекту большую связность», – отметил Дмитриев.
Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) с капиталом 2 миллиарда долларов был основан в 2012 году как совместное предприятие Китайской инвестиционной корпорации и РФПИ, причём вклад каждой из сторон составил 1 миллиард долларов. И РФПИ, и РКИФ инвестировали в некоторые проекты, обеспечивающие связь между Китаем и Европой через Россию, среди которых аэропорт во Владивостоке, железнодорожный мост через Амур и телекоммуникационная сеть.
Напомним, в мае 2015 года Си Цзиньпин и Владимир Путин выступили с совместным заявлением об интеграции проекта «Один пояс и один путь» (ОПОП) и Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Китайский ОПОП направлен на укрепление торгово-инвестиционных связей между Азией и Европой посредством развития инфраструктуры. ЕврАзЭС ориентирован на интеграцию государств, расположенных преимущественно в северной части Евразии; первоначально он был основан Россией, Беларусью и Казахстаном.
На фоне укрепления сотрудничества между Китаем и Россией при поддержке правительств были заключены многие соглашения. В их числе, например, покупка китайским нефтепереработчиком Sinopec десяти процентов крупнейшей газоперерабатывающей нефтехимической российской компании «СИБУР» в декабре 2015 года. Сделка направлена на повышение эффективности нефтехимической промышленности обеих стран.
Как отметил Дмитриев, Российско-китайский инвестиционный фонд ориентируется на проекты, которые способствуют продвижению общих российско-китайских интересов, причём акцент делается на таких секторах, как технологии, добыча природных ресурсов и сельское хозяйство. По его словам, одним из преимуществ РКИФ является поддержка со стороны как китайского, так и российского правительства, избавляющая от геополитических рисков, с которыми могут столкнуться индивидуальные китайские и российские инвесторы.
Впрочем, как подчеркнул Дмитриев, РКИФ руководствуется финансовой отдачей проекта, а не политическими причинами. С точки зрения принятия инвестиционных решений он действует как и любой другой фонд: «Мы полагаем, что ключевым фактом является реальная доходность. Обеспечивая её, вы создаёте рабочие места и способствуете экономическому росту».
В 2015 году РКИФ вложил средства в китайские компании DidiKuaidi (мобильная онлайн-платформа по заказу такси) и TutorGroup (образовательная онлайн-платформа). DidiKuaidi является китайским аналогом Uber, лидирующим среди китайских приложений по вызову такси. TutorGroup начинала в 2004 году с создания крупной платформы для обучения английскому языку материкового Китая и других азиатских стран. В настоящее время TutorGroup расширила круг преподаваемых языков и привлекла финансирование от таких компаний, как Alibaba и Qiming Venture Partners.
Дмитриев отметил, что DidiKuaidi и TutorGroup уже являются лидерами в Китае, и те же бизнес-модели в равной степени могут быть применены и в России. Он выразил надежду на то, что благодаря таким инвестициям фонд может способствовать развитию взаимодействия. По словам Дмитриева, в настоящее время фонд утвердил около 15 сделок, и пока проекты оказываются прибыльными.
Хотя в последние годы экономический рост Китая замедляется, Дмитриев заявил, что не испытывает волнения по этому поводу, так как убеждён в устойчивом развитии Поднебесной. Не исключив возможности колебаний на рынке, он всё же выразил уверенность в том, что Китай останется основным двигателем мировой экономики.
Дмитриев также заявил, что ожидает многого от председательства Китая в G20 в этом году и надеется, что руководство Поднебесной будет работать в направлении устранения ненужных торговых и инвестиционных барьеров в глобальном масштабе, являющихся проблемой, с которой во внешних инвестициях сталкиваются и Китай, и Россия.
У Руси был один путь из Варягов в Греки, у России теперь два из Варягов в Китайцы и из Китайцев в Греки. США и ЕС от этого только выиграли бы, также как и мировые деньги, если бы мыслили действительно глобально.