Почему Запад, и особенно Европа, нуждаются в России

Merkel_Hollande_Pu_3191076k

Ответом Запада на российские действия на Украине стали политика санкций и попытки международной изоляции России. Совет Россия-НАТО, который был создан именно для обсуждения возникающих проблем и высказывания взаимных обид, временно прекратил свою деятельность, а Россия де-факто была исключена из состава большой восьмерки. Несмотря на это, Россия продолжает оказывать все более заметное влияние на ключевые международные процессы. Одним из недавних примеров является урегулирование сирийского кризиса. После двух с лишним лет разговоров об угрозе, исходящей от России и способах ее нейтрализации со стороны Запада, целесообразно вновь напомнить самим себе, почему Запад, и в особенности, Европа, нуждаются в России.

Среди аргументов в пользу этого утверждения можно выделить четыре наиболее существенных.

Во-первых, исходя из соображений международного мира и безопасности, следует помнить, что Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Право вето, предоставляемое этим статусом, уже было использовано Москвой для блокирования действий Запада в ряде случаев, наиболее заметным из которых является решение по Сирии в 2013 году, которое оказало глубокое, хотя и опосредованное, влияние на европейский порядок и сплоченность Евросоюза.

Во-вторых, Россия является важным глобальным поставщиком энергоносителей. Она обладает 6,87 процентами мировых разведанных запасов нефти и 17,4 процентами газа, что обеспечивает ей четвертое место в мире по запасам углеводородов. Россия – крупнейший в мире экспортер природного газа и второй по величине экспортер нефти. Все это обусловливает ее жизненно важное значение для мировой энергетической безопасности, и разумеется, для глобальных усилий по противодействию изменениям климата.

В-третьих, с военной точки зрения, Россия обладает третьим по величине военным бюджетом в мире и является вторым крупнейшим экспортером вооружений. В 2014 году, по данным шведского центра стратегических исследований SIPRI, Россия истратила на нужды обороны 91,7 миллиарда долларов. Это составляло 4.5 процентов ВВП страны и около 5,4 процента глобальных военных расходов. Военный бюджет Кремля вырос с 2005 года на 97 процентов и вооруженные силы России находятся в процессе активной модернизации. Хотя некоторые наблюдатели справедливо указывают на рост российской военной мощи как на источник угрозы, это не отменяет факта, что надлежащий уровень контроля в области обычных и ядерных вооружений, как минимум в Евроатлантическом регионе, в принципе невозможен без участия России.

В –четвертых, активная позиция Москвы в рамках группы БРИКС, Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и создание Евразийского Экономического Союза (впрочем, на сегодняшний день не отличающегося эффективностью) свидетельствуют о стремлении России способствовать формированию альтернативной «не-Западной» системы международного правления. В последнее время Россия обеспечила себе третью по величине долю голосов в возглавляемом Китаем Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Хотя российские амбиции и надежды на связи со странами БРИКС представляются наивными, западная политика отказа от сотрудничества с Россией будет лишь усиливать разворот Москвы к подобным институтам и подталкивать ее к дальнейшим попыткам использовать их в качестве противовеса Западу.

Все перечисленное свидетельствует о том, что по ряду критически важных международных проблем, нравится нам это или нет, сотрудничество с Россией попросту необходимо.

Что же касается Европы как части западного мира, для нее важность отношений с Россией еще более очевидна. Учитывая, что более 80 процентов российского населения проживает в европейской части страны, составляя около 16 процентов общей численности населения континента, Россия уже в силу своих географических и демографических характеристик является крупной европейской державой.

Роль России в региональных процессах усиливается также ее членством в Совете Европы и ОБСЕ. Москва уже в который раз продемонстрировала свою способность выступать в роли препятствия попыткам Европы обеспечить мир и стабильность, примерами чего стали конфликты в Грузии и Украине. Если европейцы на самом деле стремятся к созданию панъевропейской структуры безопасности, ее устройство неминуемо следует обсуждать и согласовывать с Россией.

В энергетической сфере Европа по состоянию на 2013 год на 39 процентов зависела от российских поставок газа и на 34 процента – нефти. Хотя в последнее время предпринимаются усилия по сокращению степени упомянутой зависимости, этот процесс будет весьма дорогостоящим как в политическом, так и в экономическом отношении. Он потребует длительного времени и отвлечет ресурсы от решения многих других проблем Европы. Особенно чувствительной в отношении российских энергетических гигантов является экономика восточных членов Евросоюза, чья зависимость от импорта российского газа доходит до 100 процентов.

На Севере Россия недавно заявила о своих претензиях на значительную часть арктического побережья, более 1199590 квадратных километров, и эта зона, по экспертным оценкам, содержит большую часть запасов газа и значительную часть нефтяных ресурсов Арктики. С открытием Северного морского пути вследствие таяния льдов, этот регион может превратиться в зону растущей экономической активности и одновременно источник угроз экологического характера. Арктика на сегодняшний день представляет собой зону совместной разработки, однако, если европейские члены Арктического Совета (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция), и другие страны хотят, чтобы так продолжалось и впредь, им придется интенсивно развивать сотрудничество с Россией.

Будущее европейских отношений со странами Азии, важность которой в экономическом и политическом отношении неуклонно растет, также невозможно без учета позиции России. Китай надеется, что его проект «Экономического пояса Шелкового Пути» будет способствовать развитию экономических связей с Евразией. Европа может получить значительные выгоды от этого проекта, однако все пути ведут через Россию и страны, находящиеся в сфере ее влияния. Сотрудничество с Россией могло бы сделать экономическое развитие Евразии более достижимым и более выгодным для стран Европы.

Продолжающиеся российские военные операции в Сирии потенциально способны привести к стремительному росту потоков беженцев, решающихся на рискованное и полное опасностей путешествие в Европу. Это является еще одним фактором влияния действий России на жизнь европейцев. Более того, разнообразие игроков, участвующих сегодня в Сирийском конфликте, а также возможность крупного вооруженного столкновения являются угрозой для всех нас. Сотрудничество с Россией по сирийскому урегулированию, как показывает недавно проведенный анализ исследовательского центра «European Leadership Network», является наилучшим способом избежать нежелательной эскалации конфликта и нарастания потока беженцев в Европу.

Вопрос о том, следует ли сотрудничать с Россией, возможно, является противоречивым, особенно в свете ее поведения на Украине. Однако серьезность вызовов, с которыми сегодня сталкивается Запад, в том числе в Сирии, ясно демонстрирует необходимость найти путь для продвижения вперед. Правящие круги во всей Европе, особенно в Брюсселе не должны сегодня задавать себе вопрос, следует ли сотрудничать с Россией, они должны думать о том, в какой степени и по каким основным проблемам следует развивать это сотрудничество. Эта дискуссия должна в обязательном порядке включать поиск компромисса между диалогом и сотрудничеством с Россией с одной стороны, и продолжением эффективных мер сдерживания в отношении недопустимых действий России на Украине и в других местах с другой стороны.

Тем, кто склонен с порога отметать возможность какого бы то ни было сотрудничества с Россией, стоит вспомнить о ситуации вокруг Ирана. Иранская ядерная сделка стала существенным достижением в области региональной и международной безопасности, и она попросту была бы невозможной без активной поддержки со стороны России. Игнорирование потенциала сотрудничества с Россией по важнейшим проблемам, с которыми сталкивается Европа, приведет лишь к ослаблению собственного потенциала европейских стран в области реагирования на наиболее острые вызовы сегодняшнего дня.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий