Аналитик Стивен Кинзер: Америке следовало бы поблагодарить Россию за Сирию

В очередной раз Москва продемонстрировала свое превосходство перед нами в области принятия стратегических решений. Россия – далеко не идеальный партнер для Соединенных Штатов, но иногда ее интересы совпадают с американскими. В подобных случаях мы должны оставить в стороне нашу враждебность в духе холодной войны и сотрудничать с Россией. Наилучшим местом для начала такого сотрудничества является Сирия.

Российский бомбардировщик Су-34
Российский бомбардировщик Су-34 готовится к выполнению боевой задачи в Сирии, 20 января 2016 года. Начиная с сентября 2015-го российские боевые самолеты совершили более 5700 боевых вылетов

Американская политика в отношении Сирии была ошибочной с момента начала нынешнего конфликта пять лет назад. Взяв самый жесткий из возможных курсов, «Асад должен уйти», мы уничтожили всякую мотивацию для оппозиционных группировок искать пути мирного урегулирования. Именно это способствовало погружению Сирии в нынешний кровавый кошмар.

Россия, пострадавшая от неоднократных террористических актов исламских фанатиков, крайне встревожена неуправляемостью, характерной для сегодняшней Сирии. Так же, впрочем, как и мы. Америке следует перенять российскую политику: предотвратить крах правительства Башара аль-Асада, сформировать новый режим, включающий Асада или его сторонников, а затем добиваться прекращения боевых действий.

Падение Асада привело бы к катастрофическому вакууму власти, подобно тому, как это уже произошло в Ираке и Ливии, превратившимся в оплот террористов. Это имело бы крайне негативные последствия для Соединенных Штатов, и еще худшие для России и Ирана. Мы должны признать наличие общих интересов и работать вместе с теми странами, которые хотят того же, чего и мы.

Этот вывод может показаться безупречно логичным, но даже сама идея сотрудничества с Россией в Вашингтоне воспринимается с ненавистью. Она противоречит основному принципу внешней политики либералов и консерваторов, республиканцев и демократов: Россия – извечный враг Америки, поэтому все, что служит укреплению интересов Москвы, автоматически вредит нашим интересам. То же вдвойне актуально для Ирана. Вместо бесконечного повторения этой устаревшей мантры «с нами или против нас», нам пора осознать, что страны, с которыми Америку разделяют разногласия в определенных сферах, в других областях могут быть ее партнерами.

Мы были бы сегодня в гораздо более безопасном положении как страна, и могли бы сыграть важную роль в формировании более устойчивого мира, если бы следовали внешней политике, которую Россия проводила в прошлом. Правительство во главе с Мохаммадом Наджибуллой, которое Москва поддерживала в Афганистане в 1987-1992 гг. было намного честнее и прогрессивнее, чем любое другое, управлявшее Афганистаном с момента, когда поддерживаемые Америкой силы свергли Наджибуллу. Позже Россия предостерегала Соединенные Штаты от вторжения в Ирак и свержения режима Саддама Хуссейна. Они были правы в обоих случаях, а мы ошибались. Сегодня Россия права в третий раз. Сохранение одиозного Башара аль-Асада у власти, по крайней мере на определенное время, наилучшим образом отвечает интересам Америки. Альтернативой может стать халифат «Исламское государство Ирака и Леванта», простирающийся от Средиземного моря до реки Тигр.

Военное решение сирийской проблемы абсолютно исключено. Продолжающаяся война только ведет лишь к новым жертвам и распространению ужаса. Россия стремится к урегулированию путем переговоров. Мы колеблемся в нерешительности, поскольку наши так называемые друзья в регионе хотят продолжения военных действий. Их расчеты основаны на том, что продолжительная война окажется в их интересах. Возможно, так и есть, только она вовсе не в интересах Соединенных Штатов.

Оппозиционные группировки в Сирии, которые мы поддерживаем вполсилы, отказываются от переговоров, выставляя прекращение огня в качестве предварительного условия. Приняв эту формулу, Соединенные Штаты гарантированно добились бы продолжения войны. Напротив, переговоры должны быть направлены на создание нового режима, который могли бы поддержать и Россия и Америка. Именно с этой точки мог бы начаться реальный мирный процесс.

Для Соединенных Штатов не имеет особого значения, как долго Башар аль-Асад будет оставаться на своем посту. Настоящий приоритет – ослабление позиций ДАИШ и Аль-Каеды. Борьба против этих группировок – основа политики России и Ирана. Мы должны осознать степень совпадения наших интересов и сотрудничать с любой страной или группой, которая разделяет наши цели в Сирии.

Наше рефлекторное сопротивление любому сотрудничеству с Россией – пережиток ушедшей эпохи. Это мешает нам предпринять решительные шаги по ослаблению кризиса в Сирии. Влияние этого пережитка ощущается сегодня во всей Европе. Администрация Обамы недавно объявила о четырехкратном увеличении расходов на развертывание воинских контингентов у границ России. Россия отреагировала военными маневрами у своей границы с Украиной. Этот порочный круг конфронтации игнорирует очевидный факт, что Европа никогда не будет по-настоящему в безопасности без сотрудничества с Россией.

Отказ от сотрудничества с Россией принесет Америке даже больше вреда, чем самой России. Поиск путей к сближению позиций пошел бы на пользу обеим странам и способствовал бы глобальной безопасности. Сирия – идеальное место, чтобы начать. Российская стратегия сводится к борьбе против ДАИШ и Аль-Каеды, защите Асада и обеспечению перемирия, которое сохранит его режим в какой-то форме. И это вовсе не самый худший вариант развития событий. Пока мы не примем ту же политику, в Сирии будет по-прежнему литься кровь.

Автор, Стивен Кинзер – известный американский политический аналитик, журналист, автор многочисленных статей о событиях более чем в 50 странах мира, лауреат нескольких профессиональных премий, приглашённый научный сотрудник Института международных исследований Уотсона при Университете Брауна.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий