Российский бизнес переориентируется на глубинку

finance78Все большее число российских предпринимателей предпочитают вести бизнес не в Силиконовой долине и даже не в Москве. Их взгляды обращены к так называемой российской глубинке, в частности, к тем отдаленным небольшим городам, где в советские времена размещались научно-исследовательские центры.

Руслан Фазлиев открыл свой первый стартап, чтобы произвести впечатление на будущую жену. В то время он был почти на мели и жил в Ульяновске, расположенном почти в 900 километрах от Москвы и известном как родина Ленина и автомобилей УАЗ. Сегодня, десять с лишним лет спустя, новый стартап этого 35-летнего бизнесмена, компания «Ecwid», имеет второй офис в Сан-Диего и работает с клиентами из 150 стран.

«Ecwid», конкурент таких известных «производителей» интернет-магазинов как «Shopify» – не единственный стартап, находящийся вдали от столицы. В последние годы во всех регионах России появилось несколько тысяч подобных высокотехнологичных стартапов, причем по оценке экспертов в области промышленности, пара сотен из них являются вполне успешными.

Экономический кризис в России, начавшийся в конце 2014 года, неожиданно привел, в том числе, и к позитивным последствиям. Экономика страны испытала тяжкий удар от значительного ослабления российского рубля, стремительного обвала нефтяных цен, а также западных санкций, введенных в отношении крупных российских компаний после присоединения Крыма в марте 2014 года. Цены на импорт взлетели до небес. В этих условиях региональные стартапы получили преимущества, обусловленные низкой стоимостью рабочей силы и повышенным интересом потребителей к отечественной продукции.

Многие из них обратились к уникальному российскому ресурсу: системе научно-исследовательских центров советских времен, включая знаменитый сибирский Академгородок. Эти престижные в свое время города, созданные в рамках военного и технологического соревнования с США, были населены тысячами физиков, химиков, биологов и математиков, и пользовались значительной государственной поддержкой.

Система государственных субсидий рухнула в тяжелые времена, наступившие после распада Советского Союза в 1991 году, однако сейчас, поколение спустя, в этих городах возникла вполне жизнеспособная культура стартапов. Такие города как Новосибирск, Томск, Казань, Екатеринбург и Нижний Новгород пользуются репутацией региональных центров в сфере информационных технологий (IT), также как и второй по величине город России, Санкт-Петербург.

Евгений Казначеев, 32-летний руководитель российского офиса компании «Ecwid», сказал, что такие города как Ульяновск отличаются меньшей дороговизной жизни и лучше подходят для молодых семей. Так, например, «Ecwid» размещается в трехэтажном здании, принадлежащем компании и расположенном недалеко от центра города. Персонал компании живет в нем постоянно как дома, пользуясь всеми удобствами, спортивным залом и другими преимуществами. Кроме того, в этом же здании расположены просторные офисы, открытые для сотрудников круглосуточно 7 дней в неделю. И, наконец, имеется придомовая территория для организации пикников, барбекю и коллективных мозговых атак.

Хотя Силиконовая Долина уже много лет переманивает лучшие из российских умов, многие IT-предприниматели говорят, что предпочитают оставаться поближе к дому. Владелец ульяновского стартапа «ITECH.mobile» Александр Щербина, сказал, что не хочет даже размышлять об отъезде. «Я не считаю, что должен положить всю свою жизнь на алтарь этого стартапа», сказал 34-летний предприниматель, когда его спросили, не думает ли он о переезде в Силиконовую Долину. «Я даже в Москву переезжать не хочу», добавил он.

В прошлом году он запустил мобильное приложение «Wizl», обеспечивающее своих пользователей идеями подарков, основанных на возрасте, половой принадлежности и других характеристиках получателя. Ему приходится летать в Москву и обратно до 50 раз в год по делам бизнеса. Александр Щербина говорит, что его семья и друзья в Ульяновске для него очень важны.

Концепция сообщества не ограничивается пространством офиса. В прошлую субботу в Ульяновске Щербина помог организовать ежегодное собрание для IT-профессионалов и поклонников информационных технологий в небольшом лыжном комплексе на берегу Волги. Около 350 участников конференции веселились, ели спагетти и общались на профессиональные темы. Это событие, названное «Ulcamp.Winter», представляет собой зимнюю версию гораздо более масштабного события, собирающего каждое лето, начиная с 2011 года, около 800 профессионалов в сфере информационных технологий.

Перед любым российским региональным стартапом встает выбор: оставаться на местном уровне, выходить на мировой уровень или отправляться «завоевывать» Москву. «Для региональной молодой компании, выход на мировой уровень – это большая победа», говорит Александр Туркот, основатель и организатор венчурного фонда «Maxfield VC», вложившего за два с половиной года своего существования около 3 миллионов долларов в региональные стартапы. «Большая часть из них все же ориентируются на Москву».

Отсутствие ориентации на мировой уровень или нежелание уезжать в Москву не является добровольным выбором для некоторых российских предпринимателей. «Люди в регионах более основательные, но не такие быстрые, как москвичи», говорит Дмитрий Калаев, возглавляющий программу московского Фонда развития интернет-инициатив, который с 2013 года инвестировал около 500 миллионов рублей, или 6,8 миллионов долларов, в 197 российских стартапов. По его мнению, региональные стартапы могут обладать выдающимися техническими навыками, но им не хватает маркетинговой грамотности и опыта.

На сегодняшний день всего около 5 процентов всех российских стартапов ориентируются на мировой рынок. Для многих из них серьезную проблему представляет слабое знание английского языка, не позволяющее успешно представлять свою продукцию за границей.

Нынешняя фаза развития российского рынка стартапов – прощание с вертикально структурированными предприятиями прошлого и резкий старт IT-культуры в стране. В 2009 году Россия предприняла попытку создания своей собственной «Силиконовой Долины», когда большой энтузиаст модернизации Дмитрий Медведев, занимавший в тот момент пост президента страны, поддержал создание инновационного центра в подмосковном Сколково. Несмотря на официальную поддержку, этому проекту так и не удалось набрать обороты в течение следующего президентского срока Владимира Путина.

Василий Белов, отвечающий в Сколково за работу со стартапами, считает, что проект является успешным. «Формально мы выполнили почти все задачи, поставленные в прошлом году», считает он. Центр «Сколково» в течение последних четырех лет инвестировал 4,8 миллиарда рублей (64 миллиона долларов) в IT-стартапы, 15 процентов из которых располагаются за пределами Москвы, сказал исполнительный директор кластера информационных технологий «Сколково» Игорь Богачев.

Основатель венчурного фонда «Almaz Capital» Александр Галицкий считает, что большим препятствием для российских предпринимателей являются особенности культуры и менталитета: русские не склонны к риску, они неохотно идут на него, и не готовы воспринимать неудачу как нормальное явление в бизнесе. «В России неудача, когда человек теряет деньги или свой бизнес, означает колоссальную ошибку», говорит он. «В нашей стране не существует культуры деловых неудач».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий