Плохие отношения между Турцией и Россией вынуждают последнюю больше внимания уделять активному развитию Северного морского пути, чему способствует таяние арктических льдов, согласно последним заявлениям вице-премьера России Дмитрия Рогозина.
Напряжённость в отношениях между двумя странами возросла до опасной черты после того, как в ноябре Турция сбила российский самолёт, который, по их утверждениям, нарушил турецкое воздушное пространство. В связи с этим Россия больше не считает Чёрное море абсолютно безопасным для ведения торговли между Россией и ЕС и рассматривает альтернативные варианты.
С учётом сложившейся ситуации правительство России планирует внести изменения в существующую государственную стратегию развития транспортной инфраструктуры России до 2030 года.
Россия в настоящее время планирует создать транспортную систему для Северного морского пути (СМП) и построить контейнерный парк, специально предназначенный для работы на маршруте.
По словам официального представителя министерства транспорта РФ Максима Соколова, Севморпуть идеально подходит для перевозки определённых видов контейнерных грузов, в частности, скоропортящихся товаров или высокотехнологичной продукции, которые требуют коротких сроков транзита независимо от их стоимости.
Протяжённость СМП составляет в пределах от 2 тысяч 200 до 3 тысяч морских миль и зависит от ледовой обстановки. Его основным преимуществом является возможность значительно сократить маршрут от Северной и Западной Европы в Восточную Азию. Предполагается, что в летнее время стоимость транспортировки по СМП будет на 30 -35 процентов ниже, чем стоимость перевозок через Суэцкий канал.
Среди других преимуществ Севморпути — меньшие объёмы вредных выбросов в атмосферу с судов и отсутствие пиратов, которые в последние годы стали серьёзной угрозой в Красном море, Индийском океане и Малаккском проливе.
В советское время годовой объём грузов по Севморпути составлял от 6,9 до 7 миллионов тонн, но после распада Советского Союза он значительно снизился. Тем не менее, грузопоток начал восстанавливаться с начала десятилетия. В 2015 году он составил 5,5 миллионов тонн, из которых 274 тысячи тонн была перевалка.
По данным Министерства транспорта РФ, объём контейнерных перевозок по Севморпути может возрасти до 65 миллионов тонн в год к 2020 году.
В то же время, интерес к этому транспортному маршруту проявляют некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Япония хочет активно использовать СМП и планирует перевозить по нему до 40 процентов своего экспорта контейнеров в ЕС к 2018 -2019 году, как заявил специальный представитель Японии по Арктике Казуко Сираиси.