До выхода в свет книги Джорджа Мэньюэла «Четвертый мир: индейская реальность», сама идея о том, что в высокоразвитых странах мира могут существовать реальные различия между группами населения, считалась табу. В тот момент права коренного населения воспринимались как несуществующая тема в политике, пятно на относительно чистом листе, которому первые страны мира уделяли внимание в целом крайне редко. С тех пор все большее число исследователей стремятся понять, в чем же состоят особенности жизни народов «Четвертого мира», живущими в странах «Первого мира».
В сущности, «Четвертый мир» представляет собой группы населения страны, которые практически или полностью не представлены в правительстве этой страны. Эти сообщества, с точки зрения «Первого мира», в основном являются неимущими и не отвечают критериям страны «Первого мира». Они в буквальном смысле слова подвергаются унижениям и притеснениям. Они являются чем-то вроде «Третьего мира», к которому относят как правило страны Африки и Южной Америки, скрытым внутри «Первого мира» и живущим по соседству с его благополучным населением. К сожалению, этот «Четвертый мир» неудержимо растет.
Как указывает Энтони Дж. Холл в своей книге «Американская империя и четвертый мир», коренные народы не являются единственными сообществами, чувствующими себя на отшибе общества в «Четвертом мире» Северной Америки. Нынешний так называемый «кризис водоснабжения» в городке Флинт, штат Мичиган – это лишь один из самых недавних примеров расширения «Четвертого мира» вследствие политики государства (власти переключили систему водоснабжения на загрязненную воду реки Флинт, в результате чего многие люди получили отравление свинцом, прим. mixednews). Во всяком случае все выглядит очень похоже на события, которые характерны скорее для бедных стран «Третьего мира».
Для афроамериканцев и испаноязычных американцев «Четвертый мир» — это давно существующая реальность, только под новым названием. С начала экономического кризиса 2008 года чернокожее и испаноязычное население подвергается все более явному игнорированию, а то, что ранее власти говорили о коренных народах, сейчас следует отнести и к другим расовым и этническим группам. В то время как коренное население загнано в резервации на основе расовой сегрегации, чернокожие американцы все более явно оказываются сосредоточенными в «городских гетто», где возможностей «Первого мира» просто не существуют, так же как в индейских резервациях. Более того, как отмечают защитники прав населения Флинта и представители движения «BlackLivesMatter», афроамериканцы и испаноязычные американцы все в меньшей степени представлены в структуре государства, открыто загоняющего их в границы «Четвертого мира», границы, которые стремительно расширяются за пределы обычных расовых различий.
Движение «Occupy Movement» представляет собой ясное свидетельство того, что работающая беднота, прекариат (социально уязвимые слои населения, незащищённые в виду частичной занятости, фриланса и других «вольных» форм трудоустройства, прим. mixednews) больше не считает, что его интересы как-то представлены в стране «Первого мира». В результате масштабного присоединения рабочего класса, бедняков и этнически разнообразных групп к числу явно игнорируемой правительством категории, население Америки «Четвертого мира» уже как минимум соперничает по численности с Америкой «Первого мира». А поскольку американское правительство продолжает оказывать номинальную помощь странам Третьего мира, о «Четвертом мире» внутри Соединенных Штатов постепенно просто забывают.
В то время как «Первый мир» критикует различные правительства на континентах, традиционно причисляемых к «Третьему миру», за их нечестность и коррупцию, обвиняет их в нарушении прав человека, собственные нарушения в отношении «Четвертого мира» постоянно игнорируются, невзирая на то, что они становятся все более схожими. В то же время, хотя губернатор Мичигана Рик Снайдер определяет ситуацию в городе Флинт как «провал властей на всех уровнях», эти самые власти по-прежнему утверждают, что представляют граждан Флинта и защищают их законные интересы.
Если именно таким является представительство растущего большинства народа в Америке, в таком случае сами понятия «Первого» и «Четвертого мира» следует пересмотреть. Что еще более важно, подлежит переоценке и позиция, которую в этой иерархии «миров» занимают Соединенные Штаты Америки. Только когда мы увидим собственное положение с этой новой перспективы, мы сможем понять как его исправить или найти какое-то решение.