Для чего нужны санкции против России?

Нынешняя политика администрации Обамы в отношении России нуждается в серьезной дозе «реальной политики». В частности, Вашингтон и его партнеры по Большой семерке должны повторно проанализировать воздействие экономических санкций, введенных против России в 2014 году в связи с ее вмешательством в украинский конфликт.

Подпись к изображению: Президент США Барак Обама встречается с Владимиром Путиным в кулуарах саммита G-20 в турецкой Анталье, 15 ноября 2015 года
Подпись к изображению: Президент США Барак Обама встречается с Владимиром Путиным в кулуарах саммита G-20 в турецкой Анталье, 15 ноября 2015 года

Совершенно очевидно, что эти санкции не работают, как в качестве средства заставить Москву отказаться от своего предосудительного поведения, так и в качестве стимула для урегулирования кризиса в целом. Россия продолжает поддерживать украинских повстанцев, Крым полностью инкорпорирован в ее состав в качестве субъекта федерации, и это фактически решенный вопрос.

Более того, ограничение доступа России к западным источникам финансовых ресурсов имело последствия, далеко выходящие за пределы украинской проблемы. В сущности, это привело к изменению взаимоотношений между мировыми державами, толкнув Россию на квази-альянс с Китаем, который угрожает интересам Америки гораздо более непосредственным образом, чем российские нарушения порядка в Восточной Европе. Это особенно очевидно в Азии, где углубляющееся российско-китайское партнерство усиливает геополитический вес Китая, что приводит в ужас его соседей и потенциально способно создать угрозу для возглавляемой США системы безопасности в этом регионе. Санкции всегда связаны с некоторыми издержками для тех, кто их вводит, однако в данном случае эти издержки, судя по всему, определенно являются чрезмерно высокими.

Безусловно, китайско-российский альянс не в полной мере обусловлен ошибочным введением западных санкций. Россия и Китай давно разделяют враждебное отношение к американской «гегемонии» в мировых делах, и Россия уже в течение некоторого времени переориентировала свои внешние связи с Европы на более динамичные рынки Востока. В то же время, санкции в значительной степени ускорили, сконцентрировали и усилили эти изменения. Возможно, наиболее заметным их последствием является то, что Россия сегодня в значительной степени полагается на сотрудничество с Китаем в сфере развития своих богатых природными ресурсами и стратегически важных территорий на Дальнем Востоке. Восток России стал зоной реализации ряда новых совместных проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, финансов, высоких технологий, транспорта и в других сферах. В условиях роста китайского влияния в восточных районах России, становится все более вероятным, что Москва будет действовать заодно с Пекином по всем проблемам экономики и безопасности в Азии, что не может не беспокоить союзников США и поднимает вопрос об устойчивости американских позиций в регионе в долгосрочной перспективе.

Вашингтону в настоящее время необходимо тщательно обдумать последствия санкций и рассмотреть возможности корректировки своей позиции. Этот процесс не следует откладывать до окончательного урегулирования (что бы это ни означало) украинского кризиса. Стартовой площадкой должна стать Азия, а первым шагом – позволить Японии, важному потенциальному противовесу китайского влияния, нормализовать свои отношения с Россией. Кроме того, страны, не входящие в G-7, не должны более подвергаться давлению со стороны Вашингтона с целью ослабления их связей с Россией. Идея состоит в том, чтобы обеспечить России возможность сотрудничества с различными региональными партнерами в деле развития ее восточно-азиатских районов. Азиатские страны имеют стратегическую и экономическую заинтересованность в усилении своего присутствия на этих малозаселенных и экономически слаборазвитых территориях, попавших сегодня под усиливающееся влияние Китай. Это является достаточной причиной, чтобы режим санкций со стороны G-7 был отменен.

Помимо Китая, Америка должна продолжать стремиться к достижению соглашения с Россией по украинскому конфликту и другим проблемам на пост-советском пространстве. Впрочем, упомянутый конфликт, похоже, утих на некоторое время, особенно учитывая окончательное, по всей вероятности, присоединение Россией Крыма. И тем не менее, в настоящее время более перспективный путь восстановления и оздоровления отношений лежит скорее через Азию, чем через Европу. В целом, в азиатско-тихоокеанском регионе  стороны не имеют особых противоречий, и, будучи соседями по Берингову проливу, несут общую ответственность за региональную безопасность и стабильность. В этом отношении Россия и Америка должны попытаться достичь общего языка в отношении поведения Китая, которое угрожает интересам азиатской безопасности обеих стран, хотя и по-разному.

Россия должна признать, что ее отчаянное сближение с Пекином может привести к ослаблению самостоятельного влияния в Азии и, что гораздо хуже, потребует отказа от части реального суверенитета на стратегически важных территориях Дальнего Востока. Америка, в свою очередь, должна отказаться от все еще сохраняющихся иллюзий относительно «мирного усиления» Китая и прямо признать наличие угрозы со стороны Пекина заменить США в качестве «гаранта безопасности» в Восточной Азии. В конечном итоге Москва и Вашингтон будут нуждаться в помощи друг друга для сдерживания регионального влияния Китая. Состоится ли такое сотрудничество, и если да, то каким образом оно может развиваться, покажет время.

Автор, Ренслер Ли – американский аналитик, старший научный сотрудник Института внешнеполитических исследований (Филадельфия, США), соавтор книги «Российский Дальний Восток: новые тенденции в Азиатско-тихоокеанском регионе и за его пределами»

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий