Когда 21 декабря 2015 года Евросоюз принимал решение о продлении действия экономических санкций против России на шесть месяцев, не обошлось без возражений со стороны некоторых стран ЕС. В конце концов санкции были пролонгированы на основании очевидного невыполнения всеми сторонами украинского конфликта обязательств, предусмотренных минскими соглашениями. Достичь соглашения о продлении санкций еще на один срок, который начнется в июле нынешнего года, судя по всему, будет гораздо сложнее.
Правительства ряда стран-членов ЕС находятся под нарастающим давлением со стороны фермеров, и в результате открыто критикуют режим санкций против России. Хотя не существует общего мнения по вопросу о размерах ущерба, нанесенного сельскохозяйственному сектору экономики Евросоюза, организация «Copa Cogeca» опубликовала свою оценку, согласно которой контр-санкции обходятся фермерам в 5,5 миллиарда евро в год.
Уровень доверия к санкциям ЕС против России падает
Давление на правительства стран Евросоюза заметно нарастает, и это уже нашло свое отражение в ряде отступлений от обшей политики санкций в течение последнего месяца.
Министр сельского хозяйства Франции Стефан ле Фоль заявил, что если бы все зависело только от него, он немедленно отменил бы санкции, введенные ЕС в отношении России. Его итальянский коллега Маурицио Мартина был замечен репортерами на выставке «Продэкспо» в Москве в прошлом месяце, где он высказывался в поддержку деятельности итальянских производителей в России. А премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер, занимавший в 2005-2008 годах пост министра продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии, отрицательно отозвался о позиции собственного правительства в отношении России, заявив, что ключевые геостратегические проблемы не могут быть урегулированы без участия России.
Призывы к снятию санкций – уже не горстка разрозненных голосов. Австрийский вице-канцлер Хейнхольд Миттерлейнер, министр сельского хозяйства Болгарии Десислава Танева, премьер-министр Словакии Роберт Фико и венгерский премьер-министр Виктор Орбан выступали со схожими комментариями в течение нынешнего марта. Все они придерживаются мнения о необходимости снятия санкций в отношении России.
Россия надеется на уступки со стороны ЕС
В российских СМИ о растущем расколе в единой жесткой позиции ЕС по отношению к России пишут с нескрываемым удовлетворением и даже злорадством. Поскольку Турция оставалась последним международным игроком, не присоединившимся к санкциям, Россия оказывается все более изолированной от международного сообщества.
В результате санкции стали важной темой обсуждения в прессе. Ведущий федеральный государственный информационный телеканал Россия-24 посвятил специальную рубрику своего вебсайта материалам, связанным с санкциями, где пользователи могут следить за новостями и событиями. В целом внутренние споры в ЕС по поводу санкций освещаются российскими медиа в смешанном тоне надежды и одобрения. Надежды, потому что каждый призыв к отмене санкций, сделанный членом правительства той или иной страны, немедленно интерпретируется как форма политической уступки.
Позиция российского правительства по вопросу санкций вполне четкая: Европейский союз должен отменить все свои санкции, прежде чем Россия отменит свои контрсанкции. Хотя российские СМИ склонны преувеличенно изображать негативный эффект санкций на страны ЕС, на самом деле Россия также пострадала от продовольственного эмбарго. Возросшие цены, заметное сокращение ассортимента и снижение качества продуктов, доступных потребителю, а также скандалы вокруг фитосанитарных проблем – лишь немногие примеры изменений, с которыми сегодня сталкивается российская пищевая индустрия.
Твердая и последовательная линия Европы в отношении санкций
Отмена экономических санкций в отношении России с целью избавления от российских анти-санкций была бы демонстрацией позорного провала единой внешней политики Европейского союза. Политические комментаторы в России безнадежно оптимистичны, утверждая, что ЕС находится на пороге отмены или как минимум ослабления санкций, поскольку европейские фермеры якобы не могут больше выдерживать экономические невзгоды. И, разумеется, в среде фермеров нарастает сопротивление.
Так или иначе, ослабление или отмена санкций продемонстрировали бы отсутствие последовательности во внешней политике ЕС. Санкции были введены с целью наказать Россию за незаконное присоединение крымского полуострова. На сегодняшний день Крым не возвращен Украине, а военное вмешательство России в восточной Украине полностью не прекращено. Поскольку ситуация практически не изменилась, на каких же основаниях следует отменять санкции?
Реальное решение для фермеров
Если санкции не будут сняты, остается вопрос, что же можно сделать для европейских фермеров. Поддержание их бизнеса с помощью капельницы многомиллионных спасательных мер не может являться долгосрочным решением. Реальное решение могло бы стартовать с признания факта, что санкции, возможно, сохранятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Как полагают многие специалисты в этой сфере, Евросоюз стал жертвой собственных мер стимулирования производства, субсидий и продвижения собственной экспортоориентированной экономической модели. Стремление Европы производить больше, дешевле и наводнить зарубежные рынки своей сельскохозяйственной продукцией не только задавило ценами ее же фермеров, но и сделало ее уязвимой перед внешними шоками.
Российское продовольственное эмбарго продемонстрировало, насколько уязвим стал Европейский союз не только перед ограничительными политическими мерами, но также перед общим падением спроса на сельскохозяйственную продукцию. В то же время российское правительство увидело в кризисе, связанном с санкциями, возможность для России восстановить свою продовольственную независимость, и стало поддерживать этот процесс с помощью разнообразных субсидий.
Таким образом, Европейский союз должен пересмотреть свой подход и выработать более устойчивый долгосрочный план замещения доли России в своем сельскохозяйственном экспорте. С целью достичь этого эффекта ЕС необходимо:
— отказаться от стимулирования фермеров к увеличению производства без надежных рынков сбыта, отменив прямые и косвенные экспортные субсидии, такие как временная поддержка фермеров ликвидностью. Это поощряет перепроизводство и ведет к тому, что европейские фермеры наводняют зарубежные рынки дешевой сельскохозяйственной продукцией, в частности молочными продуктами и свининой;
— создать механизм, обеспечивающий справедливую оплату продукции европейских фермеров. Поскольку прибыль все больше смещается на последующие этапы цепочки пищевой индустрии, Евросоюзу следует обеспечить более эффективное соблюдение своего антимонопольного законодательства. Европейские ритейлеры часто вступают в сговор, увеличивая свою долю в цене сельскохозяйственной продукции за счет фермеров;
— сформулировать план предстоящих реформ, который должен включать общую политику, направленную на улучшение взаимодействия между фермами, потребителями и торговлей. Усовершенствование внутренней политики, особенно в отношении рыночного регулирования и стандартов качества продовольствия было бы более выгодным для европейских фермеров, чем дальнейшее осуществление агрессивной экспортной стратегии.
Помимо прочего, этот план стал бы новым импульсом для остановившегося в настоящий момент процесса интеграции восточных соседей Евросоюза. Например, ЕС должен поддержать инициативу «Danube Soya Association», призывающую балканские страны производить в Европе сою без ГМО в бассейне реки Дунай.
Предприняв эти долгосрочные изменения Евросоюз смог бы урегулировать проблему чрезмерной зависимости от иностранных рынков сбыта, и в частности, от России. Ожидание, пока России станет достаточно стыдно, чтобы отметить санкции, скорее всего, не может служить ни эффективной политикой ЕС для своих фермеров, ни инструментом разумной внешней политики.