Этот визит должен был стать визитом заботливого друга, отправляющегося на пенсию. Вместо этого визит Барака Обамы в Саудовскую Аравию во вторник и среду превратился в ненужный приход незваного гостя в неудобное время.
Все началось в аэропорту, когда король Саудовской Аравии Салман послал одного из своих племянников, чтобы поприветствовать президента США по прибытию в Эр-Рияд. Этот жест говорил о многом, поскольку большую часть дня саудовский монарх провел в аэропорту, лично приветствуя лидеров других стран. Встреча закончилась не намного лучше: вынужденные улыбки, неубедительные заявления солидарности.
Эта ситуация типична для того, во что превратилась доктрина Обамы: отбрасывай старых союзников — в надежде, что противники станут новыми друзьями.
Само собой, игра не удалась.
Ни один из старых противников Америки, будь то Братья-мусульмане в Египте или Хомейнистские муллы в Иране, не стали союзниками Соединенных Штатов. В то же время, некоторые старые союзники Вашингтона начали искать новых партнеров, как, например, Москва и Пекин. Некоторые страны просто решили подождать, в надежде на то, что следующая администрация США начнет исправлять, по крайней мере, некоторые из своих ошибок.
По всему ближневосточному региону старые союзы распадаются, а вместе с ними снижается и американское влияние.
Лига арабских государств — организация, созданная по британской инициативе в 1945 году и включающая в себя 22 страны. Несмотря на исключительно привлекательную зарплату и условия труда, практически год организация не могла найти нового генерального секретаря. Лига даже не могла определиться с безопасным городом для проведения саммита.
Аналогичные проблемы существуют и в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива — группы прозападных нефтедобывающих монархий. Организация была создана в 1981 году при поддержке администрации Рейгана и предназначена для обретения равновесия между хомейнистским Ираном и Ираком времен Саддаме Хусейна.
Однако, отчасти из-за запутанной и непонятной тактики Обамы, ССАГПЗ тоже прекратил свое существование в качестве эффективного элемента региональной стабильности.
Главы двух из шести стран-участников лиги, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, отсутствовали на саммите на прошлой неделе, якобы, по состоянию здоровья.
Теперь ясно, что Иран сумел увести Оман из ССАГПЗ. Оман провел почти два года секретных переговоров между Тегераном и администрацией Обамы, и теперь считает себя третьим, хотя и меньшим, элементом треугольника с Вашингтоном и Тегераном. В прошлом году Тегеран навязал Оману договор о разграничении территории двух стран в Оманском заливе и Аравийском море, что позволило Ирану получить право на использование оманских портов для быстро растущего военно-морского флота Ирана. Многие арабы считают, что Оман не сделал бы этого без молчаливого одобрения Обамы.
Еще один член ССАГПЗ, Катар, был посредником в переговорах Обамы с Братьями-мусульманами, и в процессе переговоров приобрел гораздо большее право голоса для себя. Распад Братства в Египте и скорый уход Обамы лишил Катар одного из основных компонентов своей стратегии. Катар попытался частично компенсировать это, добиваясь расположения Ирана, тем самым вызвав возмущения саудовцев.
В какой-то степени, Кувейт тоже пытался подстраховаться, в том числе, будучи открытым к переговорам с сирийским тираном Башаром аль-Асадом и муллами Тегерана.
В общем, единственные члены ССАГПЗ, которые до сих пор остаются вместе — Саудовская Аравия и Бахрейн, и они оба настроены крайне подозрительно к Обаме.
Отсутствие руководства США также привело к замешательству в НАТО и в отношениях с другими союзниками. Турция ведет свою собственную игру, часто противореча политике США в Ираке и Сирии.
Британия и Франция сражаются друг с другом за будущее влияние в Ливии, в том числе, путем организации отдельных военных миссий в хрупком правительстве Триполи.
Египет тратит деньги, полученные из США, на покупку истребителей-бомбардировщиков из Франции и других видов оружия из России.
Израиль тоже пытается разнообразить свои контакты, и символом этого можно назвать визит премьер-министра Биньямина Нетаньяху (которого ненавидит Обама) на этой неделе в Москву.
Пакистан принимает деньги от США, но рассматривает Китай в качестве своего основного защитника, в то время как его соперник, Индия, установила дружеские связи с Россией и Ираном, чтобы получить влияние в Афганистане и Центральной Азии.
Пытаясь использовать «американское отсутствие» в свою пользу, Россия восстанавливает свое присутствие на Ближнем Востоке и укрепляет свои позиции на Кавказском перешейке между Каспийским и Черным морями. 11 мая в России пройдет референдум по вопросу Южной Осетии — региона, который был присоединён к России по крымскому сценарию.
В октябре пройдет еще один референдум в Абхазии, также аннексированной Россией во время ее вторжения в Грузию в 2008 году, что приведет к поглощению и этого стратегически важного куска земли.
Следующей целью России является богатая на нефть Южно-Кавказская республика Азербайджан. В прошлом месяце Россия использовала трехдневную войну из-за анклава Нагорного Карабаха, спорной территории между Арменией и Азербайджаном, чтобы проверить решимость Вашингтона продолжать деятельность в качестве гаранта статуса-кво.
Апатичная реакция Вашингтона показала Москве и ее союзникам в Тегеране, что Азербайджан такой же беззащитный, как и Грузия, когда Россия забрала у нее 25 процентов территории.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев попытался выйти с минимальным уроном из сложившейся ситуации, мчась в Тегеран и Москву, чтобы продемонстрировать готовность дистанцироваться от Вашингтона.
Прощальный визит Обамы в Саудовскую Аравию напоминал экскурсию по обломкам не только десятилетних усилий, направленных на стабилизацию обстановки в регионе, но и собственных иллюзий президента.
Обама утверждает, что он практикует дипломатию 21-го века. Может быть. Но другие политики, особенно в наиболее политически неустойчивых и опасных регионах , занимаются дипломатией 19 века в худшем ее варианте.