Два лидера по объемам добычи нефти в мире — Саудовская Аравия и Россия — достигли соглашения заморозить добычу нефти на своих текущих уровнях около двух недель назад. В первую очередь подобное властное решение вызвано экономическими причинами, однако есть также несколько геополитических мотивов, связанных, прежде всего, с Ираном и Сирией.
В рамках экономического обоснования, к которому также присоединились Катар и Венесуэла, это первая сделка между странами-членами ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) и странами, не входящими в организацию, за 15 лет. Это шаг направлен на борьбу с переизбытком нефти на фоне замедления роста мировой экономики в надежде, что цены смогут оправиться от самого большого падения за более чем десять лет (с $ 110 за баррель в 2014 году до примерно $ 30 в настоящее время).
Сделка вряд ли принесет желаемых результатов. Сами члены ОПЕК не могли договориться между собой десятилетиями. Кроме того, не входящая в ОПЕК Россия, которая в последний раз сотрудничала с организации в 2001 году, никогда не придерживалась своих обещаний.
Аналитики также утверждают, что одного замораживания производства не достаточно для укрепления цен на нефть; сокращение производства может быть реальным выходом из ситуации, однако его не так легко согласовать на данном этапе.
Саудовская Аравия столкнулась с дефицитом бюджета в размере 15-20 процентов и забирает средства из своих резервов и сбережений за рубежом, чтобы компенсировать потери. В это же время Россия также расширяет свой дефицит, чтобы покрыть свои расходы. Несмотря на этот фактор, соглашение означает мини поворот в сторону России. В декабре 2015 года Россия заявила, что строит планы, основываясь на колебании цен на нефть между $ 40 и $ 60 до 2022 года, что можно назвать завуалированным вызовом Саудовской Аравии.
Москва утверждает, что она может выдерживать очень низкие цены на нефть неопределенное время из-за плавающего курса рубля, который обеспечивает безопасность для внутреннего бюджета. С другой стороны, Москва заявляет, что, поскольку у Эр-Рияда есть фиксированная привязка к доллару США, она вынуждена была заглянуть в свои резервы.
Сценарий, однако, становится неясным из-за Ирана. Исламская Республика надеется увеличить добычу и экспорт нефти, как только санкции будут полностью сняты в соответствии с подписанным в прошлом году ядерным соглашением с Западом. Тегеран «высмеял» сделку о заморозке уровня нефти заявив, что не откажется от своей доли мирового рынка нефтедобычи.
Тегеран не беспокоит возможность еще большего падения уровня цен на нефть, поскольку его нефть с излишком представлена на рынке. В то время как Тегеран считает, что, несмотря на количественное увеличение объемов производства, дополнительные продажи и доходы будут компенсировать низкий ценовой фактор, русско-саудовское соглашение направлено именно на то, чтобы остановить это.
Сценарий становится грязнее, когда политика смешивается с нефтью. Соглашение о замораживании добычи нефти направлено не только на снижение доходов Ирана, но и на ликвидацию политического влияния Тегерана в регионе, особенно в Сирии и Йемене, которые представляют огромный интерес для Эр-Рияда.
Еще в 2011 году Саудовская Аравия не скрывала своего разочарования действиями США, которые не смогли нейтрализовать влияние Ирана в регионе. В том же году бывший генеральный директор разведки принц Турки аль-Фейсал предупредил, что Эр-Рияд рассматривает вариант использования своего нефтяного богатства в качестве инструмента против Тегерана, перенасыщая международные рынки нефти и снижая цены на сырую нефть, если Тегеран не приостановит свою спорную ядерную программу.
С закрытием вопроса о ядерной программе, Эр-Рияд в настоящее время также заинтересован в ограничении дружеских отношений между Тегераном и Вашингтоном, помимо проверки прибыли Ирана после снятия санкций.
В сделке также учитывается сирийский аспект. Следует отметить, что Саудовская Аравия, Катар и Россия, которые поддерживают разные группы в Сирии, пытаются сотрудничать в экономическом плане, что также повлечет за собой некий политический спин-офф. Соглашение о прекращении огня в Сирии, которое вступило в силу на прошлой неделе, является показательным тому примером. В то время как шансы на то, что перемирие продлится долго слабые, но, по крайней мере, это важная передышка для оказания необходимой гуманитарной помощи в разрушенной войной стране.
Политико-экономические битвы
Другой пример битвы экономических умов для достижения политических выгод: в то время как Россия считает, что она лучше может выдержать низкие цены на нефть в течение длительного периода времени, Саудовская Аравия в равной степени уверена, что может превзойти Россию в экономическом плане и в придачу получить политические уступки в Сирии.
Эр-Рияд пытается оказать давление на Москву в вопросе прекращения поддержки президента Сирии Башара Асада. В то время, как отказ от поддержки Асада, конечно, не входит в планы России, это, безусловно, может стать спасательным компромиссом.