Низкие цены на нефть и экономические санкции являются двумя основными проблемами, стоящими сегодня перед Россией. Но они также и ключевые факторы реформ, из которых российская экономика выйдет значительно усиленной.
Может звучать парадоксально, но падение цен на нефть вкупе с необходимостью обусловленного санкциями снижения внешнего долга объединились, чтобы дать мощный импульс реформам.
То, что Россия уже скорректировалась, радикально изменив существующую ситуацию, является ранним признаком плюсов, вытекающих из использования новых возможностей. Годовое изменение ВВП оценивается в -3,7% в 2015-м, но при определенных допущениях не исключено, что цифры обернутся положительными в этом и следующем году, с примерно 0,4 и 1,9 процентами соответственно. Ответ российского руководства на то, что могло обернуться тяжелейшим кризисом показал, что уроки прошлого, похоже, были выучены.
Возможно самым важным в смысле официального ответа стало решение в ноябре 2014-го о плавающем рубле, что позволило валюте выдержать удар в смысле абсорбирования большей части рыночного ответа на кризис. Валюта упала с 31,9 рубля за доллар в 2013-м до 61 в 2015-м. Это должно укрепить торговый баланс России с $143,9 миллиардов в 2015-м до прогнозируемых $148 миллиардов в 2016-м и $173.1 миллиардов в 2017-м.
Но эта возможность оказалась не бесплатной, и выразилась в росте цен и, как следствие, снижении уровня жизни. Инфляция выросла на 12,9% в 2015-м, сократившись до 7 процентов в этом, и 6,1 процентов в следующем году, хотя официальные цели более амбициозны.
Политическая модель России, согласны ли вы с ней или нет, оказалась более стабильной, чем, скажем, бразильская. Для инвесторов эта стабильность и предсказуемость оборачивается затратами, но также предлагает и прибыль. Отчасти это стало возможным благодаря низкой и снижающейся безработице; согласно данным Росстата, общая безработица постоянно сокращается, упав с 5,5 миллионов в 2010-м до 4,1 миллиона в 2013-м и 3,9 миллионов в 2014 годах.
Если плавающий рубль стал одним из ключевых элементов реформы в России, то другой произошёл на рынках капитала. Под эгидой Центрального банка России Московская биржа укрепилась, дав стране собственные мощности финансовой системы мирового уровня. Плоды этой реформы можно увидеть в чистых прибылях финансового сектора, который в 2014-м оказался на 1,6 процента ниже уровней 2008-го, круто отскочив назад на примерных 660,6 процентов в 2015-м. Но нужно сделать больше. Главным приоритетом должен стать контроль инфляции, которая в годовом исчислении находилась на уровне в 9,8 процентов до января 2016-го, а целевыми для центробанка России на 2017 год являются 4 процента. Пойди она в обратном направлении и достигнув 20 и более процентов, это нанесло бы огромный ущерб банковскому сектору.
Наряду с инфляцией существует нужда в решении реформы социальных пособий, например, пенсий. В ряде профессий, от преподавателей до полицейских, люди уходят на пенсию на 10-15 лет раньше официального пенсионного возраста. Эти реформы могут оказаться непопулярными, и будут отложены до окончания парламентских выборов в сентябре.
И наконец, приватизация монополий государственного сектора играет жизненно важную роль. Ожидается, что первая волна приватизации придёт на рынок во второй половине этого года. Также ожидается, что правительство продолжит оказывать давление на компании, которые оно контролирует, чтобы те платили больше от прибыли через более высокие дивиденды.
До сих пор реформа правительству не была необходима. Оно не пошло по популистскому пути, действуя ответственно. И мы считаем, что российские политики будут продолжать вести себя ответственно. Требования поддержки роста за счёт агрессивного размещения новых долговых обязательств, расходования резервов или при помощи чрезмерно экспансивной денежно-кредитной политики Центрального банка России будут отвергнуты Кремлём.
Единственной реальной возможностью для создания устойчивого роста в России являются правильные, ориентированные на рынок реформы. До сих пор Кремль был реактивен и теперь должно стать про-активен.
Мы всегда должны помнить, что даже когда нефть торговалась по $100 за баррель, у России были проблемы замедления роста, и президент Путин говорил о необходимости более сбалансированной экономики с большей активностью частного сектора. Теперь низкие цены на нефть помогают продвинуть реформы; даже санкции оказали благоприятные макро-экономические и финансовые эффекты — они вынудили сократить внешний долг в 30% в последние полтора года — он упал с пиков в $733 миллиарда в середине 2014-го до $515 миллиардов в начале 2016-го, и вынудили банковский сектор почиститься и ужесточить правила.
Мы видим последние несколько месяцев уверенный рост цен на нефть вследствие как устойчивого спроса так и ряда прерываний поставок. Мы ожидаем, что рынок продолжит перебалансировку и цены на нефть к концу года окажутся на уровне в $60 за баррель.
Инвесторы пока выражают одобрение проводимыми реформами. Отток капитала значительно сократился, рынок ценных бумаг представил одни из лучших показателей среди растущих экономик, а уровень свопов дефолта по кредитам в России на небольших уровнях.
Внешнее давление ускорило первую волну реформ в России. Следующая волна должна будет исходить от самих россиян.
Ёсси Даян, глава по рынкам в BCS Global Markets