Когда и почему США начали вмешиваться в мировые дела

Как говорится, великие державы не имеют друзей, только интересы. Соединённые Штаты стали великой державой после второй мировой войны — Pax Americana существует до сих пор. С самых своих истоков в 1776 году США не имели глобальных амбиций, прилагая большие усилия, чтобы изолировать себя от мира.

96ef100f-8b47-4790-bdf5-68a032e6bdb6_16x9_788x442

Первые поползновения к глобальному присутствию или, если на то пошло, необходимость в этом появились в начале 1800-х годов, когда были развёрнуты американские войска в Средиземноморье для борьбы против берберских пиратов. Примерно в то же время угроза французского вторжения на Карибы и в Луизиану была достаточно серьёзной для Соединённых Штатов, чтобы начать  беспокоиться о переделе Северной Америки французским императором Наполеоном Бонапартом.

К счастью для Соединённых Штатов, Бонапарт продал Луизиану Вашингтону, и первая возможность стать мировой державой появилась с приобретением обширных земель к западу от реки Миссисипи, простирающейся от Великих равнин до Скалистых гор и границы с Канадой. Вторая война с Англией, случившаяся вскоре после этого, заставила американское руководство думать о дополнительной безопасности для решения проблем, связанных с европейскими державами.

Президент США Джеймс Монро объявил доктрину Монро, целью которой было не допустить иностранные державы в Северную, Центральную и Южную Америку. Она была определённо направлено против Европы, в частности, Великобритании и Франции. Хотя доктрина не носила наступательного характера, но впервые Соединённые Штаты начали серьёзно рассматривать вопрос о своей роли в мире.

Евразия

Именно в ходе первой мировой и второй мировой войн, а также холодной войны (весь период длится с 1917 по 1989 год) Соединённые Штаты стали решительно заявлять о своих глобальных интересах, когда стали чувствовать для себя угрозу. Они стремились не допустить объединения Евразии под эгидой одной державы-гегемона или блока стран, связанных стратегическим партнёрством.

Объединенная, враждебная Евразия могла быть единственной силой, способной противостоять Америке в экономическом и военном отношении. Вмешательство США в первую и вторую мировую войны вписывается в эту концепцию недопущения единой Евразии. В обеих войнах Германия боролись за абсолютное военное господство в Европе, включая Россию и Кавказ.

Германия, получившая доступ к ресурсам России, Украины, Кавказа и даже к Каспийскому региону, могла бы представлять угрозу безопасности США. Перспектива для Соединённых Штатов жить мирно в условиях германского доминирования в Европе и Евразии была бы слишком туманна в лучшем случае.

Холодная война принесла другой сценарий, но концепция недопущения единой Евразии осталась. В этом случае задача не пустить Россию к производственным мощностям и технологиям Германии имеет первостепенное значение в стремлении Америки не дать Москве стать владычицей в Европе и Евразии.

Соединённые Штаты активно отстаивали свои интересы, не позволяя Москве добиться доминирующего положения во всей Европе с 1945 по 1989 год. Какова бы ни была общепринятая точка зрения относительно целей американского внешнего вмешательства, но именно в Евразии и на её периферии Вашингтон наиболее настойчиво проводит свой курс и будет продолжать это делать.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий