У Америки нет другого выбора, кроме как сотрудничать с Россией по Сирии

lavrov

Соединенные Штаты теряют свободу маневра в Сирии, и администрация Обамы оказывается во все более затруднительном положении. Большое внимание среди наиболее активных критиков Белого Дома привлекла новость о том, что Вашингтон намерен предложить Москве очередной компромисс, точнее говоря, взаимовыгодный обмен: тактическая координация действий против террористов в обмен на обеспечение российской стороной прекращения атак правительственных войск Асада против гражданских лиц и умеренной оппозиции.

Эта новость впервые появилась в статье репортера «Washington Post» Джоша Рогина, получившего от анонимного источника проект документа о создании Объединенной группы по реализации процесса урегулирования. В нем идет речь о более тесном сотрудничестве между вооруженными силами Соединенных Штатов и России в воздушном пространстве Сирии. Судя по всему, это очередная попытка администрации Обамы спасти остатки американской стратегии в этой растерзанной войной стране.

Согласно содержанию документа, Объединенная группа должна базироваться в Амане, столице Иордании, и состоять из представителей американского и российского военного командования, разведслужб обеих стран, юристов и вспомогательного персонала, которые занимались бы сопоставлением разведывательной информации об объектах группировок «Джабхат аль-Нусра» и ДАИШ в Сирии. Указанная информация подлежит взаимному обмену и совместному анализу, и только в случае, если представители США и России согласятся, что обнаруженная цель достаточно важна, следует решение о нанесении удара. «За исключением случаев непосредственной угрозы участникам, когда предварительное согласование по поводу цели является невозможным», гласят условия документа, «участники будут наносить удары по целям аль-Нусра только в результате предварительного соглашения».

Возвращаясь к более синхронизированной антитеррористической стратегии в Сирии, русские гарантируют Соединенным Штатам, что сирийские военные не будут осуществлять боевых вылетов в заранее установленных зонах на территории страны. Обо всех сирийских операциях за пределами этих установленных зон, будет сообщаться Объединенной группе в Аммане, чтобы совместная американо-российская комиссия могла осуществлять мониторинг этих действий и убедиться, что Башар аль-Асад соблюдает оговоренные условия.

Республиканцы в Конгрессе решительно намерены препятствовать любому военному сотрудничеству и координации действий с Владимиром Путиным, который, нравится это кому-то или нет, превратил Сирию в свою персональную «игровую площадку», где под пристальными взглядами всего мира проходят испытания новейшие российские вооружения и военная техника. Упомянутое предложение встречает интенсивное противодействие в Пентагоне, Госдепартаменте и разведывательном сообществе.

Любой обмен информацией с русскими, за исключением абсолютно необходимого, воспринимается значительной частью американских властных структур как фактическое поощрение их «плохого поведения» в воздухе, которое привело к тысячам жертв среди гражданского населения, и по поводу которого звучали призывы к возбуждению в Международном уголовном суде дел о военных преступлениях.

Важно помнить и о том, что внутри Госдепартамента также существует жесткая оппозиция по поводу всей американской политики в Сирии в целом, названной в известной служебной телеграмме морально несостоятельной и стратегически непоследовательной. В одном из репортажей Рогин сообщил, что единственная структура в системе аппарата национальной безопасности США, которая твердо поддерживает это предложение – Совет национальной безопасности, межведомственный орган, входящий в штат Белого дома, который имеет собственные разногласия с Министерством обороны и Государственным департаментом.

Тем не менее, практически не существует причин, по которым Соединенные Штаты должны воздержаться хотя бы от попытки сотрудничать с русскими. Нравятся ли нам методы, которыми Москва осуществляет свою сирийскую кампанию или нет, факт остается фактом – на сегодняшней стадии конфликта  русские обладают гораздо большим влиянием на режим Асада, чем когда-либо имели Соединенные Штаты  (учитывая поддержку умеренной оппозиции воздушными ударами, противотанковым оружием и снаряжением). Отчасти вследствие неготовности президента Обамы втянуть Соединенные Штаты еще глубже в эту межконфессиональную и гибридную гражданскую войну, а также учитывая факт, что внезапный крах режима Асада с большой вероятностью привел бы к расширению простора действий для аль-Нусры и ДАИШ, умеренная оппозиция никогда не получала военной поддержки, необходимой для серьезных переговоров с режимом. Если сопоставить это с твердой позицией русских, нет ничего удивительного в том, что режим Асада до сих пор сохраняет власть. Возможно, русским не нравится лично Башар аль-Асад, и они считают, что он не достоин власти, унаследованной от отца, тем не менее они признают, что Асад возглавляет правительство и армию, которые служат барьером на пути дальнейшего распространения джихадизма и терроризма в Дамаске, Хомсе, Хаме и в целом на побережье.

Как и многие другие планы, связанные с русскими, это совместное военное предложение в Сирии вполне может ни к чему не привести. В сущности, оно с большой вероятностю претерпит какие-то изменения в ходе многократных бесед между госсекретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Москва может нарушить свои обязательства, как это уже произошло с предыдущими обещаниями оказать давление на армию Асада, которые оказались ложными. Однако, этот план как минимум должен быть тщательно обсужден в коридорах Вашингтона, поскольку он является последней возможностью «припереть к стене» русских.

Владимир Путин уже более года призывает президента Обаму к более активной дискуссии по проблемам борьбы с терроризмом в Сирии. Если Обама решит дать Путину то, о чем он просит, создание объединенного оперативного центра позволит Вашингтону составить окончательное и обоснованное суждение о степени искренности намерений России. В то же время, игнорирование Москвы наверняка не приведет к какому бы то ни было прогрессу.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий