Большинство легендарных в глазах Запада советских самолётов времён холодной войны были разработкой авиаконструкторского бюро Микояна и Гуревича, где создавались такие машины, как МиГ-15, МиГ-21, МиГ-25 и МиГ -29. Однако, лучшим советским истребителем в холодной войне был Су-27. Предназначенный для уничтожения американских истребителей над центральной частью Европы в войне между НАТО и Варшавским договором, а также для перехвата бомбардировочной авиации США, вторгшейся в воздушное пространство Советского Союза, Су-27 пережил холодную войну и после этого стал одним из самых экспортируемых в мире истребителей.
Су-27 принимался на вооружение мучительно долго, в отличие от своего аналога четвёртого поколения в Соединённых Штатах (и даже в сравнении с МиГ-29). Несколько закончившихся катастрофами испытательных полётов в первые годы сбили все планы, при этом погибло несколько пилотов. Самолёт был введён в эксплуатацию в середине 1980-х годов, но производственные проблемы замедлили его выход на главные роли. Соответственно, конец холодной войны ограничил выпуск этих самолётов.
Возможности Су-27 пугают. Он может развивать скорость 2,35 Маха с соотношением тяги к весу выше единицы (в зависимости от топливной нагрузки). Он может нести до восьми ракет класса «воздух-воздух» (как правило, малой и средней дальности; другие варианты предназначены для боя с целью за пределами дальности визуальной видимости) или комплект ракетно-бомбового вооружения. Под управлением опытного пилота Су-27 может выполнять потрясающие манёвры, которые всегда восхищают зрителей авиашоу в России и Европе.
Для такого замечательного самолета Су-27 относительно мало участвовал в боевых действиях. Он выполнял боевые задачи на нескольких ТВД по всему миру, хотя ему не довелось показать себя в операциях по завоеванию превосходства в воздухе. Истребитель участвовал в нескольких войнах, связанных с распадом Советского Союза, и составил ядро военно-воздушных сил России после восстановления оборонной мощи страны. Су-27 применялся обеими сторонами конфликта на Украине. Российские Су-27 решают в настоящее время боевые задачи в Сирии. Находясь на вооружении зарубежных армий, Су-27 принимал участие в гражданской войне в Анголе и в войне между Эфиопией и Эритреей, одержав там свою единственную воздушную победу (над эритрейскими МиГ-29).
Су-27 был последним истребителем четвёртого поколения, принятым на вооружение, и доказал свою чрезвычайно удачную конструкцию. Прошедший ряд модификаций и усовершенствований, этот достаточно большой и достаточно мощный истребитель будет находиться в строю (и даже производиться) ещё долгое время. Это особенно актуально в свете неопределенности, связанной с перспективами стелс-истребителя пятого поколения ПАК ФА, разработанного на замену МиГ-29 и Су-27.