Наращивая присутствие на Ближнем Востоке, Россия обращает свой взгляд на Египет

Mosques

Россия продолжает искать пути усиления своего влияния и роли в структуре безопасности ближневосточного региона до того уровня, который по ее мнению соответствует статусу великой державы. Как однажды отметил один международный наблюдатель. «Россия хочет добиться такого же веса на мировой арене, каким обладал Советский Союз на ялтинской конференции 1945 года». Чтобы объективно оценить эволюцию российской внешней политики возрождающейся сверхдержавы, важно обратить внимание на ее действия не только в Сирии, но и в целом на Ближнем Востоке, в том числе в Египте.

Пренебрежительное отношение российского руководства к приоритетам, которые устанавливает Запад в сирийском мирным процессе – наиболее очевидное подтверждение ее амбиций. Россия постоянно позиционирует себя как более сильный, надежный и выгодный союзник для стран региона на сегодняшний день. Эта стратегия включает применение более реалистичного и прагматического подхода к помощи странам, борющимся с междоусобицей, терроризмом и региональным давлением, в отличие от приверженности Соединенных Штатов демократическим ценностям и эффективному правлению. Одной из наиболее амбициозных целей России является восстановление своих позиций в Египте. Сегодня, сорок четыре года спустя, после того как президент Анвар Садат изгнал советских советников из страны, российское влияние в Египте снова заметно растет.

Восстановление связей с Египтом проходит для Москвы не вполне гладко. Взрыв в октябре 2015 года российского лайнера Metrojet 9268 над Синайским полуостровом по-прежнему является источником напряженности в отношениях между двумя странами. Вскоре после этого Россия  запретила полеты в Египет. Кроме того, существует заметное недовольство в обществе, как в связи с этим взрывом, так и по поводу спада активности совместных антитеррористических учений. Однако, эти проблемы почти не имели последствий в рамках процесса укрепления геополитических отношений между этими странами. Египет является вторыми по важности ближневосточными воротами для России и сегодня большинству аналитиков представляется маловероятным, что эти связи окажутся мимолетными.

Эксперты «Wikistrat» указывают на укрепление отношений между Москвой и египетским правительством Ас-Сиси, одновременно с военной кампанией в Сирии, как на важный пример возобновившихся усилий России по укреплению своих позиций в регионе с помощью традиционного прагматического подхода. Значительный объем поставки российских вооружений в Египет также является убедительным признаком успешного восстановления влияния России на Ближнем Востоке. Продажа вооружений дополняется в высшей степени важной сделкой по развитию инфраструктуры атомной энергетики, а также многочисленными контртеррористическими учениями и попытками России вовлечь Египет в процесс урегулирования сирийского конфликта. Все эти шаги указывают на стремление России создать себе образ все более реальной альтернативы Соединенным Штатам в качестве регионального партнера Египта.

Россия предпринимает попытки включить Египет, пусть и символически, в сирийский мирный процесс. Эти усилия в долгосрочной перспективе направлены на поощрение в Египте представлений о том, что он является важным региональным игроком, пользующимся поддержкой еще более крупной державы, что, несомненно, в Египте высоко ценят. Кроме того, Россия воздержалась от критики в адрес Ас-Сиси и его правительства в связи с явно антидемократическими тенденциями ужесточения внутренних репрессий во имя безопасности в стране. Соединенные Штаты, в свою очередь, подвергли президента Ас-Сиси жесткой критике из-за его отказа присоединиться к демократическим процессам «Арабской весны». Хотя эта критика Вашингтона была главным образом предназначена для внутреннего употребления, Египет о ней не забыл и настороженно ожидает ее повторения.

Восстановления российского присутствия и влияния в Египте стало возможным благодаря решению Соединенных Штатов в 2013 году ограничить военную помощь оказавшемуся в трудном положении правительству после военного переворота, отстранившего от власти Мухаммеда Мурси. Недовольный успехами Египта в восстановлении демократического правительства, Вашингтон объявил, что замораживает значительную часть полуторамиллиардной помощи, которую он ежегодно предоставлял Египту. Эта военная помощь в настоящее время остановлена, включая поставку 10 вертолетов «Apache» (стоимостью более 500 миллионов долларов), замену оснащения танков M1A1, а также противокорабельных ракет «Harpoon». Соединенные Штаты также приостановили поставку четырех истребителей F-16 и отменили совместные американо-египетские учения, проводившиеся регулярно раз в два года.

Решение о замораживании помощи действовало до апреля 2015 года и вызвало недовольство многих высокопоставленных чиновников в Египте. Эти чиновники вряд ли скоро забудут внезапное прекращение жизненно необходимой военной поддержки США в тот момент, когда они одновременно столкнулись с нестабильностью на Синайском полуострове на одном фланге и нестабильностью в Ливии на другом.

Египет отреагировал на замораживание военной помощи Соединенных Штатов подписанием военных контрактов с Россией на общую сумму 5 миллиардов долларов. Эти договоры включали поставку 50 двухмоторных истребителей МиГ-29M, ракетных комплексов Бук-М2Е и Антей-2500, а также 46 вертолетов Ка-52К для новых египетских десантных кораблей класса «Мистраль». Передача первых МиГ-29М ожидается уже к концу нынешнего года. Эти вооружения являются крайне важными для Египта, который стремится восстановить свой статус региональной державы. Десантные корабли являются ключевым компонентом любой стратегии распространения влияния. Они могут служить основой для будущих экспедиционных планов Египта, например в Йемене.

Десантно-транспортные корабли класса «Мистраль» изначально были построены во Франции по заказу России. После нашумевшего расторжения сделки они были проданы Египту. Россия благоразумно не протестовала против этой продажи, и вскоре достигла значительного успеха в укреплении отношений с Египтом, договорившись о поставке внутреннего оборудования для этих кораблей и разведывательно-ударных вертолетов Ка-52К морской версии для их вооружения.

Заглядывая в будущее, вполне резонно ожидать, что эти растущие военные связи между двумя странами приведут к упрочению российского присутствия в Египте. Технический персонал, помогающий обслуживать вертолеты  Ка-52К и истребители МиГ-29М, а также российские советники и ученые, участвующие в реализации договора от 2015 года об атомной инфраструктуре могут служить в качестве начального импульса к российскому присутствию в сфере безопасности Египта. Впрочем, амбиции России, возможно, даже более масштабные, чем просто небольшой военный объект с малочисленным контингентом сил быстрого реагирования. Египетское правительство ранее заявляло, что готово предоставить России возможность построить военную базу либо на Красном море, либо на Средиземном.

Российский президент Владимир Путин, разумеется, заинтересован в постоянном военно-морском присутствии в Средиземноморье, где у России в настоящее время имеются ключевые национальные интересы. Эксперты в основном согласны с тем, что военно-морская база в Тартусе не способна обеспечить достаточную поддержку для масштабного военно-морского присутствия, в соответствии с геополитическими планами и амбициями России. Без серьезного и дорогостоящего расширения она просто мала по размеру для крупных военных судов. «Тартус уязвим и в целом недостаточно хорош, а египетские порты идеально подходят для российского военно-морского флота», сообщало издание «Times of Israel», цитируя неназванный источник в военных кругах Израиля. База в Египте на берегу Средиземного моря могла бы служить в качестве крупного порта для российских кораблей. Этот военный объект также может служить для размещения гарнизона, обеспечивающего безопасность советников, помогающих в строительстве ядерной инфраструктуры Египта наряду с персоналом, обслуживающим новые вертолеты Ка-52К, предназначенные для десантных кораблей «Мистраль» и ожидающиеся 50 истребители МиГ-29М.

Благодаря продолжительному и сознательно осторожному сотрудничеству в военной сфере, Россия и Египет пришли к взаимной заинтересованности в развитии долгосрочных отношений, несмотря на серьезные препятствия. Независимо от того, какие испытания ожидают российско-египетские отношения, поставка вооружений и поддержка стремления Египта вернуть себе статус региональной державы, судя по всему, служат прочной основой для продвижения вперед. Для России Египет представляет собой второй по значимости путь укрепления ее влияния в регионе и потенциально может стать площадкой для крупного стратегического военного объекта. По мнению многих региональных аналитиков, отношения между этими странами, по всей вероятности, будут в обозримом будущем лишь укрепляться.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Наращивая присутствие на Ближнем Востоке, Россия обращает свой взгляд на Египет”

Добавить комментарий