Предлагаемый Россией проект прокладки газопровода по дну Балтийского моря может «убить Украину», считает специальный представитель Госдепартамента США по международным энергетическим проблемам Амос Хохштейн.
Этот газопровод длиной в 1200 километров по дну Балтийского моря – совместный проект «Газпрома» и пяти западноевропейских партнеров, включая компанию «Shell Oil». Доля российского газового гиганта составляет 50 процентов, а на европейские компании приходится по 10 процентов на каждую. Критики в странах Балтии, в том числе главный оппонент Москвы, Польша, заявляют, что этот газопровод не нужен, поскольку уже существует один, связывающий газовые месторождения на севере России с Германией. Компания «Nord Stream AG» является совместным предприятием «Газпрома» и четырех остальных европейских игроков, в том числе французской компании «GDF Suez» и германской «Wintershall Holding GmbH».
Хохштейн утверждает, что «существует определенный уровень опасности в связи с таким проектом как «Северный поток-2». Дело в том, что он отнимает два миллиарда долларов доходов у такой нестабильной экономики как Украина в тот самый момент, когда международное сообщество пытается ей помочь. Как выйти из этого положения и избавиться от пагубных последствий? Есть только один простой ответ. Никак», заявил Хохштейн в своем интервью. «Экономику Украины ожидает коллапс».
«Северный Поток -2» может также негативно повлиять на южную Европу, которая получает российский газ по украинским трубопроводам. В конце мая нынешнего года президент итальянской нефтегазовой компании «Eni» Клаудио Дескальци сказал в интервью агентству «Reuters», что этот проект даст ценовые преимущества северной Европе, в то время как Италия, возможно, столкнется с ростом транзитных издержек.
Газпром и его партнеры не только встречают политическое противодействие, но они также вынуждены считаться со снижением цен на энергоносители и избыточным предложением из-за поставок сжиженного газа из США, стран Ближнего Востока и Скандинавии. Прогнозы спроса на газ в Европе в будущем также снижаются. Международное энергетическое агентство в 2015 году опубликовало прогноз, в соответствии с которым в 2030 году спрос в Европе составит 526 миллиардов кубических метров, что на треть меньше по сравнению 788 миллиардами кубометров, предсказанных той же организацией десятью годами ранее.
Одним из главных последствий введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток-1», проложенного по дну Балтийского моря, стало сокращение объема экспорта российского газа через Украину в страны Европы с 80 процентов в 2009 году до 50 процентов или даже менее в 2015 году. Россия в 2015 году прокачала через Украину всего 64 миллиарда кубометров газа, что составляет менее половины от 140 миллиардов кубометров пропускной способности этой страны.
Следует отметить, что изначально газопровод «Северный поток» пользовался политической поддержкой со стороны европейских правительств, в частности, германского. Политика Германии заключалась в стимулировании диверсификации каналов импорта, в связи с перебоями в поставках российского газа через территорию Украины в 2006 и 2009 годах.
К 2016 году обстановка кардинально переменилась. Польша теперь обладает терминалом сжиженного природного газа. У Литвы также имеется такой терминал. Вашингтон снял запрет с американского экспорта нефти и газа. Ничего подобного не было два года назад, когда прокладка «Северного потока-2» была главной темой дискуссий с «Газпромом».
Газопровод «Северный поток-2», проходящий параллельно «Северному потоку-1», не способствует диверсификации каналов газового импорта Европейского союза, и вряд ли получит политическую и финансовую поддержку из источников вне частного сектора. Однако, русские и их партнеры в Европе не в состоянии проложить его без политической поддержки.
Россия, вероятно, могла бы использовать «Северный поток-2» в качестве инструмента политического давления на Украину. Однако, Москва в конечном итоге, возможно, будет нуждаться в украинских каналах поставки не менее чем в северных маршрутах, поскольку южные европейские рынки могут получить газ и из других источников. Если «Газпром» хочет сохранить свою рыночную долю в таких странах как Италия и Франция, ему будут нужны украинские трубопроводы.
Это заставляет «Газпром» и российское правительство, которое им управляет, вести себя несколько нервозно. Россия предложила проложить аналогичный газопровод через территорию Турции, получивший известность как «Южный поток». Однако, после того как турецкие истребители сбили российский бомбардировщик над Сирией, отношения между Анкарой и Москвой резко ухудшились. Сегодня две страны вновь начали взаимодействовать, и возможно, Хохштейн все же окажется прав, только вместо двух газопроводов в Балтике уже «Южный поток» будет причиной удара по интересам Украины, получающей существенную прибыль в качестве канала поставок российского природного газа в Европу.