Россия столкнулась с нерешаемым уравнением: как финансировать войну в долгосрочной перспективе, расходы на которую растут, а доходы бюджета из-за санкций сокращаются. Учитывая рост налогов, падение доходов от продажи углеводородов, инфляцию и кризис иностранных инвестиций, дефицит рынка труда в 4,8 млн работников (около 7% всех работников) и падение стоимости иностранных активов в России почти на 20 процентов с 2022 по 2024 год, Россия вступила в рискованную игру, из которой не выйдет невредимой. И теперь, вращаясь с головокружительной скоростью на импульсе своей военной экономики, этот волчок не может замедлиться, иначе упадет. Но вскоре он может исчерпать как импульс так и финансы. Экономическое будущее России после 2024 года по сути зависит от цены на нефть марки Urals и от объемов экспорта. Стране может скоро просто перестать хватать истощающихся финансовых резервов. Не имея возможности заимствовать на внешних финансовых рынках и будучи ограниченной небольшим внутренним финансовым рынком (в контексте постепенного отдаления Китая), Россия в среднесрочной перспективе рискует не менее чем банкротством.
Что произойдет, когда у России закончатся резервы? Возможны несколько сценариев. Первый из них самый нереалистичный: из-за отсутствия финансирования Россия прекращает военные расходы, отказывается от своей «спецоперации» на Украине, признает поражение и возвращается к «бизнесу как обычно». Но есть проблема: власть профинансировала восстановление советского военно-промышленного комплекса, но кто будет финансировать обратный ход и как? Возможность обращения вспять трансформации российской промышленности от производства военной техники к производству гражданских товаров весьма сомнительна. Центробанк в апреле 2022 года заявил, что в ближайшие годы России предстоит столкнуться с «обратной индустриализацией». Россия перезапустила оружейные заводы, некоторые из которых оставались законсервированы в течение многих лет и резкая остановка производства военно-промышленным комплексом не останется без последствий для всех секторов, связанных с поставками для ВПК. Заводы, которые раньше производили танки или ракеты, не смогут в одночасье начать производить автомобили или стиральные машины.
Как бы то ни было, этот сценарий позволил бы предусмотреть постепенное снятие санкций или даже прекращение помощи от международных институтов в среднесрочной перспективе, при условии, что Россия обязуется финансировать восстановление Украины. Хотя это сценарий, который, вероятно, лучше всего позволит избежать экономического краха, он также представляет наибольшие политические риски для Владимира Путина, поэтому пока вероятность такого сценария крайне мала.
При втором сценарии Китай может провести масштабное вмешательство (кредиты, поставка оборудования, боеприпасов, войск и т. д.) в обмен на расширение доступа к природным ресурсам России или даже в обмен на такие территории как Сибирь. Это позволило бы России продолжить свое наступление и укрепить экономику на многие годы вперед. Недостаток этого сценария в том, что так Китай рискует масштабным экономическим возмездием со стороны Запада. Кроме того, что это разделит мир на два крупных геополитических блока, как это было во время холодной войны, и так шаткой экономике Китая сложно будет справиться с шоком, что делает этот сценарий крайне маловероятным.
Третий сценарий наиболее вероятен: ничего не менять и попытаться адаптироваться. Учитывая, что российская экономика начинает работать в замкнутом цикле, как только ее резервы будут исчерпаны, страна может приостановить определенные социальные льготы и сократить зарплаты, продолжая при этом повышать налоги. Кроме того, она может конфисковать все иностранные активы, все еще имеющиеся в России, или даже постепенно продать золотые запасы. Поскольку в долгосрочной перспективе этого вряд ли будет достаточно, у России не останется иного выбора, кроме как включить «печатный станок», усугубив инфляционную спираль и еще больше обесценив рубль. Эта максималистская стратегия, скорее всего, позволит России продержаться несколько лет. В стране, где больше половины населения живет за счет государственных субсидий, где уровень бедности в 2021 году превысит 13 процентов (хотя критерии бедности здесь намного ниже, чем на Западе), и где 62 процента россиян не имеют ни сбережений, ни средств на покупку чего-то большего, кроме продуктов питания и одежды, в долгосрочной перспективе Россию ждет риск катастрофического экономического коллапса: Это будет практически точное повторение экономической ситуации Советского Союза в 1989-1991 годах.