Европейский Союз и НАТО сталкиваются с серьёзной проблемой, связанной со сближением России и Турции на дипломатическом уровне. На протяжении веков эти две страны были непримиримыми врагами, и предпринятые десять лет назад усилия установить между ними стратегическое партнёрство были развеяны в ходе сирийской гражданской войны.
В то время как Москва оказывала поддержку Башару аль-Асаду, Анкара либо держалась в стороне, либо поддерживала его врагов. Отношения окончательно испортились в ноябре прошлого года, когда турецкие самолёты сбили вблизи сирийской границы российский штурмовик Су-24, нарушивший воздушное пространство Турции. В ответ Россия ввела санкции и заморозила всякие отношения, и без того опустившиеся до самого низкого уровня.
Но даже ещё до попытки военного переворота президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган осознал, что больше не может позволить себе вести холодную войну с Москвой и начал делать реверансы в сторону Кремля. Неудавшийся переворот, как представляется, ускорил решение этого вопроса: вчера Эрдоган встретился с Владимиром Путиным, чтобы договориться о нормализации отношений между двумя странами.
Для Путина возможность вбить клин между Турцией, НАТО и ЕС это слишком малая цена, чтобы сменить гнев по поводу инцидента с самолётом на милость. Он должен признать в Эрдогане одного поля ягоду — демократически избранного националиста, больше похожего на деспота.
Зачистка турецким лидером после неудавшегося путча своих противников встревожила лидеров ЕС, которые давали надежды Анкаре на вступление в ЕС когда-то в будущем и обещали ввести безвизовый режим в Шенген для турков. Но при этом не было указано никаких конкретных сроков, а ряд стран ЕС ясно дал понять, что они готовы наложить вето на вступление Турции в альянс. Европа отчаянно старалась сохранить обе возможности для Турции, чтобы остановить её от невыполнения соглашения по беженцам, пересекающим границы Европы.
Но Эрдоган, по-видимому, несколько охладел к Европе, ни один из лидеров которой не выказал поддержку Анкаре после неудавшегося переворота, и поэтому теперь ищет союзников в другом месте. Последствия улучшения отношений между Россией и Турцией имеют большое значение как для ситуации в Сирии, так и для НАТО. Ядерная база США в Турции Инджирлик является ключевым элементом западной обороны; если Турция выйдет из блока, это станет весьма ощутимым ударом для него. Возможно, понёсший потери Эрдоган нуждается в поддержке России больше, чем Путин в нём. Но российский лидер ухватился за шанс использовать фактор неожиданности в отношении напуганных столиц Европы и Вашингтона.