Политические границы обозначают территории стран, а также определяют их императивы, накладывают ограничения и влияют на национальные стратегии. Бассейны рек, особенно тех, что пересекают национальные или этнические границы, определяют историю тех регионов, где они расположены, и формируют их будущие взаимоотношения.
Река Амур, протекающая вдоль значительной части китайско-российской границы, от пустынь Монголии до Татарского пролива, не столь знаменита, как другие легендарные реки, такие как Нил, Дунай или Миссисипи. Однако, она играла и продолжает играть ключевую роль во взаимоотношениях между этими двумя огромными странами.
Амур, длина русла которого составляет более 4 тысяч километров , замыкает список 10 самых длинных рек мира. Ее крупные притоки, Шилка и Амгунь, питаются водами мелких рек, стекающихся к ним из Монголии и России. Ниже по течению в Амур впадают другие заслуживающие упоминания притоки: Зея с севера, а также Сунгари и Уссури с китайского юга. Бассейн Амура разделен на две почти равные части между Россией и Китаем: 54 процента приходится на Россию и 44 процента – на Китай. Монголия расположена на самом краю этой территории и занимает всего 2 процента бассейна Амура.
Будучи одной из самых длинных рек в мире, не перегороженных дамбами, Амур судоходен на протяжении большей части своего течения и служит транспортной артерией для поставок сельскохозяйственной продукции, а также сырьевых ресурсов гигантской территории российской Сибири. В силу своего географического положения Россия в значительно большей степени опирается на железные дороги и автомобильные магистрали, чем на свою единственную реку, чье течение не ведет на север, однако все же Амур является важным транспортным каналом, ведущим в Тихий океан.
Поскольку Москва в последнее время осуществляет «разворот на Восток», развивая и укрепляя стратегический альянс с Пекином, возникают новые возможности для сотрудничества и развития торговых связей между двумя странами, особенно в сферах добычи углеводородов и сельского хозяйства.
В то же время, имеется и потенциал для конфликта: китайские и российские планы относительно речной системы в корне различны. Россия ценит Амур за те военные и транспортные возможности, которые он предоставляет, в то время как Китай скорее склонен использовать реку для получения электроэнергии и развития сельского хозяйства. Несмотря на то, что отношения между двумя странами сегодня кажутся практически безоблачными, долгая история их пограничного конфликта указывает на то, что возможность вспышки напряженности вдоль берегов Амура остается вполне реальной.