Использование Россией иранской авиабазы для нанесения бомбовых ударов по целям в Сирии на этой неделе позволило Москве продемонстрировать свои современные вооружения. Россия стремится укрепить связи с Ираном и расширить свое влияние на Ближнем Востоке. Хотя тактический эффект авианалетов остается неизвестным, российский президент Владимир Путин достиг того пиар-эффекта, к которому стремился, когда распространенные Москвой фотографии изысканного бомбардировщика Су-22, сбрасывающего череду бомб, появились на страницах информационных источников всего мира.
Нынешний эпизод чем-то похож на историю с первым российским запуском крылатых ракет с кораблей и подводных лодок прошлой осенью. Эта драматическая атака по некоторым данным нанесла незначительный урон силам сирийской оппозиции, но привлекла всеобщее внимание масс-медиа. На сегодняшний день пока неизвестно, были ли атаки бомбардировщиков большой дальности предназначены лишь для демонстрации возможностей или они являются частью новой стратегической комбинации в поддержку сил президента Башара аль-Асада в многосторонней гражданской войне в Сирии.
Во вторник американские официальные лица заявили, что на снимках со спутника видны четыре российских истребителя Су-34, стоящие на взлетной полосе авиабазы Ноджех в западном Иране, день спустя после того, как они нанесли удары с воздуха в Сирии.
Тяжелые дальние бомбардировщики Ту-22 начали новое наступление, нанеся бомбовые удары с аэродрома Ноджех, прежде чем вернуться на российскую базу. В соответствии с соглашением о «предотвращении столкновений» в воздушном пространстве над Сирией, российское командование заранее поставило в известность американских военных, сообщили официальные представители США.
Согласно заявлениям российских и иранских официальных лиц, иранская база, расположенная гораздо ближе к Сирии, чем базы в России, позволила самолетам нести меньшее количество топлива и больший боезапас, когда они наносили удары по силам повстанцев и позициям в мухафазах Алеппо, Дайр аз-Заур и Идлиб.
Как минимум, события этой недели демонстрируют растущее сотрудничество между Москвой и Тегераном после прошлогодней международной договоренности о блокировании иранских разработок в области ядерного оружия. Россия уже отменила действовавший в течение нескольких лет запрет на поставку Тегерану мощных зенитно-ракетных комплексов С-300. Недавно иранские официальные лица заявляли, что ключевые компоненты системы уже доставлены.
Две эти страны являются самыми надежными союзниками Башара аль-Асада в его пятилетней войне против поддерживаемых США военизированных формирований, ставленников арабских стран и исламистских боевиков. Впрочем, до сих пор российские военные использовали танки, бронетехнику и самолеты, базирующиеся в Сирии, а не в Иране. Москва имеет в Сирии как авиа- так и военно-морскую базу, составляющие ее единственный плацдарм на Ближнем Востоке.
«Использование Россией иранской авиабазы демонстрирует всему миру, что влиянии Москвы растет, особенно в шиитских странах Ближнего Востока», заявил бывший Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе Джеймс Ставридис, в настоящее время занимающий пост декана Школы права и дипломатии Флетчер при Университете Тафтса. «Хотя с тактической точки зрения эффект был незначителен, этот шаг имеет большое символическое значение», сказал он. «Он является важным сигналом, адресованный не только США и НАТО, но также Саудовской Аравии и другим суннитским странам. Россия здесь надолго».
Позволяя пребывание на своей территории иностранных войск впервые с момента Исламской революции 1979 года, а российских – в первый раз после второй мировой войны, Иран, возможно, стремится показать, что способен выйти из изоляции с США или без них, считает аналитик.
Этот шаг, вероятно, также является сигналом о том, что Россия намерена играть более весомую роль в системе региональной безопасности, включая Ирак, полагает эксперт по России в вашингтонском исследовательском центре CNA Дмитрий Горенбург.
Тем не менее, недавние бомбардировки, скорее всего, были главным образом предназначены для демонстрации и испытания новых вооружений и тактических комбинаций. Так, например, в ноябре прошлого года Москва по необъяснимой причине отправила два стратегических бомбардировщика Ту-160 в полет дальностью 13 тысяч километров с аэродрома на севере России вокруг европейского континента для нанесения удара по целям в Сирии.
Кроме того, теперь Россия может более активно расходовать складские запасы боеприпасов эпохи холодной войны, которые необходимо заменить на более современные вооружения со спутниковым управлением.
Представитель Госдепартамента Соединенных Штатов Марк Тонер заявил репортерам, что пока неизвестно, является ли использование Россией иранской военной базы «разовым актом», или оно означает начало новой кампании. Использование авиабазы на постоянной основе потребовало бы нового строительства бункеров для боеприпасов и сооружений для размещения российских вспомогательных войсковых подразделений.
Тонер также сказал, что американские официальные лица изучают вопрос, является ли использование Россией иранской базы нарушением резолюции Совета Безопасности ООН, запрещающей поставку, продажу и передачу боевых самолетов Ирану без предварительной санкции Организации объединенных наций.
Москва и Тегеран немедленно опровергли предположения о каких-либо нарушениях, утверждая что российские самолеты не были использованы на территории Ирана. Правительство Ирана также отрицает, что им были предоставлены России какие-либо права базирования. «Эти самолеты используются Российскими ВКС с согласия Ирана в рамках антитеррористической операции и по просьбе сирийского руководства», заявил во время пресс-конференции в Москве министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Нынешнее сближение с Россией связано с определенным риском для Ирана. После снятия экономических санкций в связи с ядерной сделкой, а также возвращения миллиардов долларов, находившихся на замороженных счетах, умеренные иранские лидеры обозначили, что охотно готовы вернуться в международное сообщество и вести деловое сотрудничество с Западом.
Европейские страны, и без того обеспокоенные использованием Россией вооруженных сил для захвата части территории Украины и угроз отдельным странам Восточной Европы, могут воздержаться от взаимодействия с Исламской Республикой, все более активно сближающейся с Москвой.