Неизбежный рост цен на нефть обусловлен спадом до минимального за 70 лет открытия новых месторождений

43b2b54da27a87bf72094474503e34a1

Согласно данным консалтинговой фирмы Wood Mackenzie показатель 2015 года составляет около одной десятой от среднегодовой разведки в 60-е годы и является минимумом с 1947 года. В текущем году новых месторождений может быть открыто еще меньше в связи с массовым сокращением расходов на георазведочные работы. По состоянию на конец июля было добыто всего 736 млн баррелей нефти.

Разумеется, при цене на нефть ниже $ 50 за баррель многие из нефтяных месторождений по всему миру, которые еще предстоит изучить, экономически не обоснованы. По сообщению Bloomberg старший менеджер проекта консалтинговой компании Rystad Energy AS Нильс-Хенрик Бьюрструм считает, что новые открытия нефтяных месторождений находятся «на самом дне». Ранее в этом году компания Rystad Energy опубликовала аналогичные результаты, сделав вывод о том, что 2015-й стал худшим годом для новых нефтяных месторождений за прошедшие шестьдесят лет. «Безусловно, это сильно отразится на поставках нефти и газа, в первую очередь нефти».

По другим статистическим данным Rystad Energy нефтяная промышленность не в состоянии даже восстановить запасы, которые добываются в настоящее время: в 2016 году лишь около одного барреля из каждых 20 потребляемых будет восстановлено новыми открытиями месторождений.

Дефицит капиталовложений в разведку на каком-то этапе может стать предвестником недостаточности поставок. Несколько месяцев назад компания Wood Mackenzie сообщила, что за период между 2015 и 2020 годами инвестиции в нефтяную промышленность сокращены на сумму около $ 1 трлн.

С течением времени дефицит предложения будет только увеличиваться, так как спрос продолжает расти. По данным агентства EIA ожидается, что к 2026 году спрос на нефть увеличится до 105 миллионов баррелей в сутки (млн брл/сут), по сравнению с показателем нынешнего года в 94,8 млн брл/сут. Очевидно, что далекие прогнозы взяты «с потолка», но подобная предварительная оценка, по крайней мере, дает представление о грядущей проблеме. Если спрос продолжает ежегодно расти более чем на 1 млн брл/сут, избыточное предложение на нефтяном рынке может быстро смениться дефицитом. В американском банке Merrill Lynch уже прогнозируют дефицит в следующем году около 800 000 баррелей в день.

По идее дефицит предложения приведет к повышению цен, которое будет стимулировать компании вернуть прежний уровень поставок и в результате уравновесит рынок. Но на развитие крупномасштабного глубоководного бурения – проектов, которые были отменены во время спада цен на нефть – потребуется много лет. Проекты, отмененные в течение последних нескольких лет, будут возобновлены не раньше окончания десятилетия. Сегодня проблема еще пока не ощущается настолько сильно, но даст о себе знать в будущем. Кристин Феровик, управляющий директор норвежского подразделения Lundin Petroleum заявил, что изменения будут заметны через пять-восемь лет.

Оценки варьируются, но согласно некоторым из них поставки могут сократиться ориентировочно на 4 млн брл/сут к 2018-2020 гг. по сравнению с предыдущими оценками 2014 г. При росте спроса на нефть менее 1 млн брл/сут в настоящее время, в худшем случае около 2,5 млн брл/сут, падение поставок на рынке может быть колоссальным. Конечно, потребуется время на то, чтобы запасы нефти и продуктов нефтепереработки закончились, но однажды этого резервного запаса не станет, и мировая экономика будет обделена сырой нефтью. Впоследствии произойдет резкий рост цен, потому что приостановленные проекты невозможно возобновить в кратчайший срок.

Как уже говорилось, все это предполагает неизбежный рост спроса около 1 млн брл/сут. В то время как спрос на нефть постоянно возрастал практически каждый год в течение прошлого века, оставляя в стороне экономические спады, на рынке нефти уже проявляются признаки экзистенциального кризиса. Электромобили и возобновляемые источники энергии начинают значительно уменьшать долю нефтяного рынка. И революция электромобилей может подавить нефтяную промышленность раньше, чем многие думают.

Если отрасль электромобилей постоянно будет оказывать влияние на спрос на нефть, в перспективе это помешает резкому росту цен на нефть в результате сокращения поставок. Но если электромобили будут дефицитными и спрос на нефть продолжит расти, существенные сокращения капиталовложений в бурение будут означать, что через несколько лет нефтяная промышленность не сможет идти в ногу со временем.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий