Согласно данным консалтинговой фирмы Wood Mackenzie показатель 2015 года составляет около одной десятой от среднегодовой разведки в 60-е годы и является минимумом с 1947 года. В текущем году новых месторождений может быть открыто еще меньше в связи с массовым сокращением расходов на георазведочные работы. По состоянию на конец июля было добыто всего 736 млн баррелей нефти.
Разумеется, при цене на нефть ниже $ 50 за баррель многие из нефтяных месторождений по всему миру, которые еще предстоит изучить, экономически не обоснованы. По сообщению Bloomberg старший менеджер проекта консалтинговой компании Rystad Energy AS Нильс-Хенрик Бьюрструм считает, что новые открытия нефтяных месторождений находятся «на самом дне». Ранее в этом году компания Rystad Energy опубликовала аналогичные результаты, сделав вывод о том, что 2015-й стал худшим годом для новых нефтяных месторождений за прошедшие шестьдесят лет. «Безусловно, это сильно отразится на поставках нефти и газа, в первую очередь нефти».
По другим статистическим данным Rystad Energy нефтяная промышленность не в состоянии даже восстановить запасы, которые добываются в настоящее время: в 2016 году лишь около одного барреля из каждых 20 потребляемых будет восстановлено новыми открытиями месторождений.
Дефицит капиталовложений в разведку на каком-то этапе может стать предвестником недостаточности поставок. Несколько месяцев назад компания Wood Mackenzie сообщила, что за период между 2015 и 2020 годами инвестиции в нефтяную промышленность сокращены на сумму около $ 1 трлн.
С течением времени дефицит предложения будет только увеличиваться, так как спрос продолжает расти. По данным агентства EIA ожидается, что к 2026 году спрос на нефть увеличится до 105 миллионов баррелей в сутки (млн брл/сут), по сравнению с показателем нынешнего года в 94,8 млн брл/сут. Очевидно, что далекие прогнозы взяты «с потолка», но подобная предварительная оценка, по крайней мере, дает представление о грядущей проблеме. Если спрос продолжает ежегодно расти более чем на 1 млн брл/сут, избыточное предложение на нефтяном рынке может быстро смениться дефицитом. В американском банке Merrill Lynch уже прогнозируют дефицит в следующем году около 800 000 баррелей в день.
По идее дефицит предложения приведет к повышению цен, которое будет стимулировать компании вернуть прежний уровень поставок и в результате уравновесит рынок. Но на развитие крупномасштабного глубоководного бурения – проектов, которые были отменены во время спада цен на нефть – потребуется много лет. Проекты, отмененные в течение последних нескольких лет, будут возобновлены не раньше окончания десятилетия. Сегодня проблема еще пока не ощущается настолько сильно, но даст о себе знать в будущем. Кристин Феровик, управляющий директор норвежского подразделения Lundin Petroleum заявил, что изменения будут заметны через пять-восемь лет.
Оценки варьируются, но согласно некоторым из них поставки могут сократиться ориентировочно на 4 млн брл/сут к 2018-2020 гг. по сравнению с предыдущими оценками 2014 г. При росте спроса на нефть менее 1 млн брл/сут в настоящее время, в худшем случае около 2,5 млн брл/сут, падение поставок на рынке может быть колоссальным. Конечно, потребуется время на то, чтобы запасы нефти и продуктов нефтепереработки закончились, но однажды этого резервного запаса не станет, и мировая экономика будет обделена сырой нефтью. Впоследствии произойдет резкий рост цен, потому что приостановленные проекты невозможно возобновить в кратчайший срок.
Как уже говорилось, все это предполагает неизбежный рост спроса около 1 млн брл/сут. В то время как спрос на нефть постоянно возрастал практически каждый год в течение прошлого века, оставляя в стороне экономические спады, на рынке нефти уже проявляются признаки экзистенциального кризиса. Электромобили и возобновляемые источники энергии начинают значительно уменьшать долю нефтяного рынка. И революция электромобилей может подавить нефтяную промышленность раньше, чем многие думают.
Если отрасль электромобилей постоянно будет оказывать влияние на спрос на нефть, в перспективе это помешает резкому росту цен на нефть в результате сокращения поставок. Но если электромобили будут дефицитными и спрос на нефть продолжит расти, существенные сокращения капиталовложений в бурение будут означать, что через несколько лет нефтяная промышленность не сможет идти в ногу со временем.