Абсолютно безводные песчаные дюны пустыни Гоби тянутся к провинции Синьцзян от Дуньхуана, древнего оазиса на Шелковом Пути, знаменитого своими прекрасными памятниками буддийской наскальной живописи. От этого города, получившего всемирную известность в связи с буддийскими артефактами, разграбленными европейскими охотниками за сокровищами, тропа ведет к месту, получившему романтическое название Нефритовые Ворота.
Это точка, от которой древний Шелковый Путь расходился по двум направлениям. Обе дороги вновь соединялись в Кашгаре, еще одном важном узловом пункте Шелкового Пути, на границе Центральной Азии. Впрочем, романтика этого древнего торгового пути уступила место гораздо более мрачной реальности: тяжелый кризис водоснабжения охватил три засушливые провинции северо-западного Китая — Синьцзян, Ганьсу и Внутреннюю Монголию. Синьцзян является также геополитически нестабильным административным регионом, который часто переживает широко освещаемые в прессе вспышки насилия, возникающие на почве сепаратистских настроений.
Снижение уровня осадков в последние годы усугубило нехватку воды, которую испытывают жители этих провинций. В 2016 году в провинции Ганьсу выпало всего 380 мм осадков, на 5 процентов меньше среднего показателя за предыдущие годы. А в окрестностях Дуньхуана, расположенного в этой провинции, уровень осадков упал в прошлом году до ничтожной величины в 67,7 мм. Из-за угрозы, связанной с катастрофической нехваткой воды, ученые в столице провинции Ланьчжоу, живописном городе, который пересекает знаменитая река Хуанхэ, предложили грандиозный проект переброски воды из легендарного сибирского озера Байкал.
Согласно концепции Института планирования сельских и городских территорий в Ланьчжоу, предполагается прокладка водопровода от юго-западной оконечности озера Байкал. По этому трубопроводу общей длиной около 1 тысячи километров свежая вода из самого глубокого озера планеты будет доставляться в Ланьчжоу. Трасса пройдет по горному проходу, получившему название коридора Хэси, через высокогорное Тибетское плато и пустыню Гоби.
Этот проект водоотвода, если он получит зеленый свет, придаст новый импульс развитию коридора Хэси. Китайские власти уже используют Хэси как изобильный источник возобновляемой энергии. В этой зоне, круглый год залитой солнцем, обширные площади заняты солнечными и ветряными электростанциями. Коридор Хэси иногда называют «Тремя ущельями на земле», по ассоциации с масштабным проектом гидроэлектростанции «Три ущелья» на реке Янцзы, которая способна генерировать 22500 Мегаватт энергии.
Упомянутое предложение, пока существующее лишь на бумаге, может вызвать серьезные возражения со стороны российских защитников окружающей среды. Российский канал RT уже сообщал, что уровень воды в озере упал до критического минимума в 450 метров, в основном из-за сократившегося входящего потока. В связи с этим жителям территорий, примыкающих к озеру, было рекомендовано снизить потребление воды и энергии.
Однако, проблема скорее всего лишь обострится в связи с планами другой соседней страны – Монголии. Некоторые китайские СМИ сообщают, что монгольское правительство рассматривает вопрос о строительстве дамбы на реке Охрон, впадающей в озеро Байкал. Проектом предусмотрена прокладка подземного трубопровода протяженностью 900 километров, по которому вода будет доставляться в южную часть пустыни Гоби, где в ближайшие 10 лет могут закончиться запасы грунтовых вод.
В качестве аргумента против масштабных водных проектов, связанных с озером, россияне ссылаются на хрупкость и уязвимость экосистемы Байкала, насчитывающей 1 тысячу 200 видов фауны и 600 видов флоры. В любом случае, план водоотвода из Байкала свидетельствует о том, что в эпоху климатических изменений и роста экологической сознательности переговоры о транснациональных поставках водных ресурсов будут по меньшей мере сложными.
Байкал -это сокровище всей планеты, а не лужа из которой может пить стая. При всем уважении к китайцам,
они могут делать водозабор из своих рек во-первых, во-вторых — в Китае каждый житель деревни прекрасный
химик, обладающий еще и древними знаниями, которыми не спешат делиться с другими. Они могут строить
колодцы по старинным технология арабов и производить конденсированную воду . Вызывает глухое возмущение
их наглого желания — подавайте им воду с самого Байкала. Байкал нельзя трогать — и китайцы это прекрасно знают
берегли его не для них — это стратегический запас России. И мы не знаем как это отразится на окружающей среде.
Здесь надо искать причину столь странного желания Китая, отнюдь не «дружественного».Неужели они уверены что в России все и всех можно купить.
Хитроватые китайцы, они задолго чувствуют проблему и поэтому хотят быть в первых рядах у кормушки, а если точнее, у поилки России. А на нас им начихать.