Когда Россия намеревалась воевать за Крым, её противниками выступили крупные европейские державы. Американская общественность была взбудоражена, и США стали неофициально помогать… России. На дворе стоял 1850 год.
Девятнадцатый век был, «возможно, самым лучшим периодом за всю историю наших отношений», — рассказывает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла. Несмотря на то, что сегодня у американцев сформировалось балансирующее на грани недоверия и неприязни отношение к России, и напряжённость из-за скандала по поводу кибератак лишь растёт, две страны когда-то были близкими друзьями. Дружба шла по известному принципу: враг моего врага – мой друг. Такие отношения зародились в те времена из-за действий Великобритании, и в особенности — благодаря вторжению британцев и сожжению ими Белого дома и Капитолия в ходе Англо-американской войны 1812-1815 годов.
«И США, и Россия получали выгоду от сотрудничества с целью противостоять мощи Великобритании, а конкретно – её флоту», — объясняет профессор истории из Ратгерского университета Дэвид Фоглесон. Хотя США не обладали достаточной военной мощью, их мастерство в коммерции росло. Поэтому США и Российская империя в 1832 году подписали договор о торговле и навигации, чтобы узаконить успешное сотрудничество. Вскоре Америка открыла новый рынок для швейных машин, а в России американские эксперты помогали в постройке железной дороги между Москвой и Петербургом и телеграфных линий, участвуя в модернизации по плану Николая I.
В то время две страны решали одни и те же проблемы: территориальная экспансия и рабство. Хотя критиковать государство было запрещено (некоторые вещи никогда не меняются), по словам Курилла, русские могли косвенно выказывать своё недовольство по поводу крепостного права через критику рабства в Америке, и по этому пути шли многие писатели. Некоторые проницательные аболиционисты в США, в свою очередь, делали с точностью до наоборот.
В октябре 1853 года началась Крымская война, когда Турция, к которой позже присоединились Великобритания и Франция, ответила на вступление российских войск на территорию дунайских княжеств. Множество сражений прошло на противоположном Турции берегу Чёрного моря, в российском Крыму, где в течение года продолжалась Первая оборона Севастополя. Америка твёрдо решила не вмешиваться в европейские войны, но всё же сумела помочь своей союзнице России. Американские врачи на фронте лечили российских солдат, Америка подписала с Россией торговый договор, и США начали осуществлять снабжение – поставками оружия занимался Сэмюэл Кольт. Возможно, большую роль сыграла нематериальная поддержка: мнение американской общественности было на стороне России, и российская элита часто получала одобрение со стороны США. Курилла говорит, что «без солидарности со стороны Америки Россия бы выступила один на один против всей Европы, против всех цивилизованных стран того времени».
Поверженная Россия смирилась с потерей некоторых территорий и объявлением Чёрного моря нейтральным по итогам мирного договора 1856 года. Её сотрудничество с Америкой лишь окрепло, так как некоторые корабли для Российского императорского флота были построены на верфях Нью-Йорка. Несколько лет спустя в Америке началась Гражданская война. В России недавно отменили крепостное право, она поддерживала «северян» и даже направила эскадру в Нью-Йорк. Россия, прежде всего, действовала в собственных интересах, чтобы в случае войны её корабли не оказались запертыми в Чёрном море. Однако, это свидетельствовало о поддержке «северян» и было знаком для Франции и Великобритании. Они поняли, что если войска европейских стран вторгнутся на территорию юга США, им придётся воевать и с Российской империей.
Подпись к изображению: Картина У. Симпсона «Балаклава, вид в сторону моря», 1855 год. Вид на Балаклавскую бухту в сторону Чёрного моря во время Крымской войны
Обеспокоенность деятельностью Великобритании вынудила Россию продать Аляску Америке в 1867 году. Богатый ресурсами регион находился вдали от основной территории России, и его было трудно защищать от британских атак с моря. России также требовались деньги на постройку железных дорог. Хотя многие критики обвиняли госсекретаря США Уильяма Сьюарда в «глупости», Америка выкупила Аляску у России за 7,2 млн. долларов.
И всё-таки, дружба закончилась. Америка вновь сблизилась с Великобританией, когда забылись тяжёлые военные времена, и люди стали воспринимать Великобританию в качестве «своей кузины», рассказывает Фоглесон. Когда Америка затмила Великобританию как великую империю, она тоже поняла все преимущества контроля над Россией. С присоединением Филиппин во время Испано-американской войны для США важность приобрела дальневосточная сфера влияния. Еврейские погромы в России и вторжение в Маньчжурию подверглись международному осуждению, и Конгресс в 1911 году отменил русско-американский договор о торговле и навигации, узаконив завершение сотрудничества Америки и России.