Действительно ли Америка так уж страдает от пресловутого «ледокольного» отставания от России и Китая? И оправдывает ли это развертывание судов с современными вооружениями на борту на вершине мира, как порой называют Арктику?
В конце мая адмирал Пол Цукунфт, командующий Береговой охраной Соединенных Штатов, заявил подкомитету Палаты представителей, что США могут понадобиться ледоколы, вооруженные ракетами типа «земля-воздух», для защиты «суверенных», ресурсов, открывшихся в результате таяния арктических льдов, от посягательств России и Китая.
«Мне нужно по-другому смотреть на возможности ледокола. Нам необходимо иметь дополнительные пространство, водоизмещение и мощности, если мы хотим оснастить ледокол комплектом противокорабельных крылатых ракет», – заявил Цукунфт американским законодателям в своем выступлении, призывая Конгресс к увеличению расходов на строительство судов.
Не является ли чрезмерно раздутым американское восприятие угрозы в Арктике, исходящей от Москвы и Пекина? Некоторые аналитики утверждают, что это именно так, особенно, когда речь идет о Китае. Отставание Соединенных Штатов по ледоколам объясняется тем фактом, что Вашингтон на протяжении долгого времени игнорировал стратегические и юридические последствия изменений климата и теперь запоздало пытается использовать военные ресурсы, такие как Береговая охрана, для защиты активов огромной важности.
Геологическая служба США в 2013 году подсчитала, что в Арктике находится 13 процентов неразведанных глобальных запасов нефти и около 30 процентов природного г аза.
Аналитики утверждают, что Береговая охрана в настоящее время располагает двумя «функциональными» (но не всегда действующими) ледоколами для несения службы в Арктике. Одному из них уже 40 лет, и он готов к утилизации. Требуются дополнительные суда. Однако, некоторые эксперты предостерегают, что оснащение новых ледоколов ракетами и другими видами оружия может разрушить сотрудничество США с Россией и Китаем, о котором крайне редко пишут СМИ. Речь идет о взаимодействии в таких областях, как поисково-спасательные работы и научные исследования.
Кроме того, утверждается, что возможности американских ВМС в этом регионе вполне достаточны для противодействия угрозам со стороны потенциальных соперников, что делает ненужными меры по усилению огневой мощи Береговой охраны.
«На этом этапе Береговая охрана США не нуждается в противокорабельных крылатых ракетах. Оснащение ее судов такими вооружениями может сделать более проблематичным выполнение основной миссии, возложенной на ледоколы Береговой охраны США», – говорит Рокфорд Вейц, известный специалист по Арктике и директор программы морских исследований в Школе права и дипломатии им. Флетчера при университете Тафтса в Массачусетсе.
Вейц отмечает, что Береговая охрана США исторически поддерживала конструктивные отношения в Арктике с коллегами из других стран, включая Россию. «Одной из причин для этих конструктивных отношений является уникальная миссия Береговой охраны США – поисково-спасательные работы, охрана окружающей среды и регулирование рыболовства», – говорит он.
В своем недавнем выступлении перед законодателями, Цукунфт отметил, что Россия строит два корвета ледокольного типа, которые будут нести крылатые ракеты. Они должны быть введены в строй в 2020 году.
Впрочем, корабли ВМС США присутствуют в Северном Ледовитом океане, в частности, американские атомные подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами (SSBN) и атомные ударные подводные лодки (SSN). Вейц отмечает, что противокорабельные крылатые ракеты на борту этих подводных лодок способны эффективно противостоять аналогичным российским вооружениям, хотя ВМС США в настоящее время не располагают надводными бвоенными судами ледокольного типа.
Автор статей на военно-морскую тематику отставной контр-адмирал ВМС США Джозеф Калло придерживается противоположной точки зрения. Он отмечает, что такие корабли специального назначения Береговой охраны, как ледоколы, традиционно не оснащались тяжелыми вооружениями. «Однако, времена изменились, и вопрос о том, следует ли вооружать ледоколы, не может решаться на основе анализа обстоятельств минувших лет», – утверждает он, подчеркивая, что выражает лишь свое персональное мнение.
Относительно предполагаемой угрозы со стороны Китая, Цукунфт заявил законодателям следующее: «Мы сегодня видим Китай, с их ледоколом в арктическом регионе. Следующим, что мы увидим, как мы уже знаем, будет китайская мобильная буровая установка, которая выходит на расширившийся континентальный шельф, чтобы добывать нефть, которая могла бы быть американской».
В настоящее время Китай располагает единственным ледоколом гражданского назначения, построенным в Украине, Snow Dragon or Xuelong. Второе подобное судно, уже отечественного производства, как ожидается, вступит в строй к 2019 году. ВМФ Китая также располагает несколькими ледоколами, причем некоторые из них недавней постройки. Эти суда обслуживают Северный флот КНР. Однако, на данный момент нет никаких признаков, что Пекин планирует оснащать какие-нибудь из этих ледоколов, гражданских или военных, современным оружием.
Основное внимание Китая в Арктике сосредоточено на нефти и газе. Китайская государственная нефтяная компания China National Offshore Oil Corporation имеет договоры с исландской компанией Eykon Energy и норвежской государственной компанией Petoro. Другая китайская государственная компания China National Petroleum Corporation также является владельцем выгодного пакета акций в огромном терминале СПГ Ямал в арктическом районе Сибири.
Китай имеет статус постоянного наблюдателя в Арктическом Совете, международном органе, который арктические прибрежные государства, такие как Россия и США, используют для урегулирования арктических проблем.
Что касается китайских буровых установок, ведущих бурение на арктическом шельфе США, о которых упоминается в показаниях Цукунфта, никаких сообщений в СМИ по этому поводу нет. Однако, даже если это правда, такие действия Китая были бы законными в соответствии с действующими нормами международного права.
Вейц отмечает, что США отказались ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), которая позволила бы Вашингтону расширить исключительную экономическую зону Америки на ее арктический континентальный шельф. Поскольку США не признают ЮНКЛОС, арктические ресурсы остаются за пределами их юрисдикции и такие страны как Китай имеют право осуществлять бурение на шельфе США.
Напряженность между США и Россией в Арктике является более серьезной проблемой, и она связана с их нынешним противостоянием в Сирии и на Украине. Согласно сообщениям СМИ, президент России Владимир Путин усилил военные подразделения вблизи Полярного круга. В России на сегодняшний день насчитывается 40 ледоколов, и еще 11 находятся в стадии строительства.
Однако, некоторые эксперты считают, что восприятие российской угрозы в Арктике игнорирует исторический и стратегический контекст. Вейц указвает, что основной береговой линией России является Северный Ледовитый океан. По протяженности она многократно превосходит границы в Тихом океане, Черном и Балтийском морях. В результате, полагает он, Россия имеет больше экономических интересов на своем арктическом побережье, чем любая другая арктическая страна.
США, напротив, считают свою арктическую береговую линию на Аляске не более чем «четвертым побережьем». «Оно гораздо менее важно для национальной идентичности и экономики США, чем наши побережья Тихого и Атлантического океанов, а также Мексиканского залива. Учитывая эти различия, вполне понятно, что Россия исторически вкладывала гораздо больше ресурсов для создания флота надводных кораблей ледокольного типа. «Поэтому Путин в данном случае на самом деле не стремится изменить обстановку», – говорит Вейц.
Станет ли Арктика новой зоной морских разногласий, подобно Южно-Китайскому морю? «По сравнению с Южно-Китайским морем, оспариваемые морские границы в Северном Ледовитом океане относительно невелики, – говорит Вейц. – До сих пор в арктическом регионе не наблюдается никакой военной напряженности, сравнимой с Южно-Китайским морем».