На флоте выражение «валять дурака» приобретало новый смысл: оно могло означать проведение не лишённых смысла учений по сценарию «человек за бортом», но главная суть подобных занятий – это высокоскоростные манёвры судов, находящихся на близком расстоянии друг от друга. Процесс иногда оказывался довольно захватывающим, так как корабли не способны мгновенно остановиться.
У берегов Ливана на глубине в 140 метров покоится остов британского броненосца «Виктория», затонувшего в 1893 году. Это единственный в мире расположенный вертикально остов корабля, так как носом флагман глубоко закопался в дно, а его корму от поверхности воды отделяет расстояние в 70 метров – один из обнаруживших корабль в 2004 году дайверов сравнил увиденное с «надгробным камнем». Причиной катастрофы стало «валяние дурака».
Две вереницы кораблей Средиземноморского флота Великобритании шли параллельно друг другу, когда адмирал Трайон приказал взять обратный курс, и, чтобы добавить процессу зрелищности, приказал флагманам каждой вереницы провести полный разворот, двигаясь в направлении друг друга. В теории, две вереницы кораблей должны были взять обратный курс, при этом интервал между ними значительно сократился бы.
К сожалению, интервал между кораблями изначально был небольшим, им не хватило манёвренности, и при развороте суда столкнулись. Возглавляющий одну из верениц 10400-тонный броненосец «Виктория» в результате столкновения ушёл на дно в считанные минуты, захватив с собой адмирала и 357 находящихся на борту офицеров и матросов. Иногда «валяние дурака» заканчивается именно так.
Это достаточно глупо выглядит, даже когда все участники «развлечения» находятся по одну сторону. Ситуация обостряется в случае, если «дуракавалянием» занимаются две разные страны, а сегодня и происходит нечто подобное. В прошлый понедельник в небе над Балтийским морем российский истребитель приблизился к американскому самолёту-разведчику на расстояние полутора метров. Власти США запротестовали, назвав ситуацию «небезопасной», и раскритиковали действия российского пилота, отметив высокую скорость сближения и недостаточный уровень контроля над воздушным судном.
Российская сторона незамедлительно обвинила пилота американского самолёта в провокационных манёврах, но это нонсенс. Четырёхмоторный самолёт-разведчик KC-135 сравним по размерам с пассажирским лайнером, он грохочет, как товарный поезд. Российский истребитель Су-27 – это шедевр самолётостроения, который способен круги нарезать вокруг американского самолёта.
Был ли у пилота приказ начать сближение? Должно быть, нет. Намеревался ли он напугать американцев? Скорее всего, да. Видимо, он неправильно рассчитал дистанцию (чтобы добиться своего, погибать не обязательно), но наверняка подозревал о свободе действий.
Американские разведывательные полёты, цель которых – Россия, полностью законны, если проходят над территорией нейтральных вод, но они заметно участились в небе над Балтийским и Чёрным морями. Очевидно, что у России подобные полёты вызывают беспокойство, на это они и рассчитаны. Не менее важно и то, что российский пилот знает о происходящем в Сирии.
Развернувшаяся в Сирии игра вышла за рамки «дуракаваляния» и напоминает, скорее, испытание друг друга на прочность: Россия и Америка стремятся выяснить, как далеко каждый способен зайти. По-настоящему стрелять стали американцы, но на данный момент они не убили ни одного россиянина.
Ранее в этом месяце США вблизи погранперехода Эт-Танф на границе Сирии и Ирака сбили произведённый в России дрон сирийского правительства. В воскресенье американский истребитель-бомбардировщик F/A-18 уничтожил бомбардировщик ВВС Сирии вблизи окружённой столицы ДАИШ Эр-Ракки. Россия заявила, что любое воздушное судно, направляющееся на запад от реки Евфрат, будет рассматриваться как потенциальная воздушная цель.
Когда американские самолёты в прошлом сентябре по ошибке сбросили бомбы на правительственные войска Сирии (погибло 62 человека), никто их не сбивал. Но так было в прошлом, а в настоящем правила явно изменились – об этом свидетельствуют события понедельника: США сбили ещё один дрон сирийского правительства, на этот раз – построенный в Иране Shahed 129.
С одной стороны, за всем этим стоит приближающийся разгром ДАИШ, из-за которого различные силы стремятся обрести контроль над территориями восточной Сирии, сейчас всё ещё находящимися в руках боевиков. Америка участвует в этой гонке за контролем над территориями, и в ходе «соревнования» проявляет всё большее безрассудство.
На более высоком уровне, происходящее – это результат решения Дональда Трампа о выступлении США и американских военных на стороне суннитов в противостоянии шиитов и суннитов, с которым связаны все локальные войны. Оно подразумевает отношение не только к сирийскому правительству, но и к силам Ирана и России как к врагам США, и американские военные в регионе действуют согласно сложившемуся положению.
Позиция Америки по отношению к будущему Среднего Востока до сих пор неясна, не говоря уже о стратегии по её воплощению в жизнь. Между тем, игры продолжаются и становятся интенсивнее, и жертвы среди россиян или американцев от руки одной из сторон – лишь вопрос времени.
Дуракаваляние.
Гвинн Дайер, независимый журналист, его работы опубликованы в изданиях 45 стран