Лидеры многополярной революции: Россия и Китай приближают новый мировой порядок

or-39241

Последние тридцать дней продемонстрировали наличие нового мира, который уже участвует в сотрудничестве, диалоге и дипломатических усилиях по решению важных проблем. Встреча стран, присоединившихся к китайской инициативе «Один пояс, один путь», которую в последнее время часто кратко называют просто «Пояс и путь», заложила основы для физической и электронной взаимосвязи между евразийскими государствами, которая становится центральным элементом развития устойчивых отношений, базирующихся на взаимовыгодном сотрудничестве.

Несколько недель спустя на встрече Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане были обозначены предпосылки для успеха этого китайского проекта, такие как охват огромных территорий евразийского блока и налаживание более активного диалога между государствами-членами. Следующее заседание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в Республике Казахстан обозначит экономические потребности в финансировании и поддержке проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП).

ШОС и ОПОП имеют между собой много общего и во многих аспектах представляются взаимодополняющими. ШОС – это организация, которая в значительной степени сосредоточена на решении экономических и политических проблем региона, а также проблем в сфере безопасности, а ОПОП в сущности представляет собой совокупность инфраструктурных проектов, объединяющих три пятых земного шара, движущей силой которых является экономическая мощь Китая.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – организация с центром в Москве, сосредоточенная главным образом на проблемах борьбы с терроризмом, в то время как АБИИ – Пекинский инвестиционный банк, который отвечает за выделение крупных сумм для финансирования долгосрочных инициатив по развитию китайских морских путей (а также портов и каналов), и сухопутных маршрутов (автомобильных дорог, мостов, железнодорожных магистралей, трубопроводов, промышленных объектов, аэропортов и т.п.). Синергизм между этими инициативами находит еще одну точку соприкосновения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В совокупности ШОС, ОПОП, ОДКБ, АБИИ и ЕАЭС убедительно указывают на то  направление, по которому движется человечество. Речь идет о движении к интеграции, сотрудничеству и мирному развитию, регулируемому посредством дипломатии.

С другой стороны, есть также «старый мировой порядок», состоящий из МВФ, Всемирного банка, Европейского Союза, ООН, НАТО, ВТО, в центре которого находится, разумеется, Америка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Вашингтон с большой подозрительностью смотрит на все эти евразийские инициативы, которые угрожают ослабить его центральную и лидирующую позицию в мировом порядке, увеличив глобальный вес Москвы, Пекина, Нью-Дели и даже Тегерана.

Одним из наиболее важных и достойных упоминания событий прошлого месяца, или даже нескольких последних лет, является прием в ШОС Индии и Пакистана, двух ядерных держав, связанных, помимо соседства, многолетним противостоянием и регулярными вспышками конфликтов. Эти две страны имеют особое значение для мирной и плодотворной интеграции в Евразии. Медленный двухлетний процесс приема Индии и Пакистана в ШОС в значительной степени выиграл от посредничества России и Китая, кульминацией которого стало историческое соглашение, подписанное Нарендрой Моди, Навазом Шарифом, Владимиром Путиным и Си Цзиньпином. Не говоря уже о том, что за тем же столом рядом с Моди и Шарифом находился афганский президент Ашраф Гани, и эти трое представляли одно из самых печально известных мест, где евразийские державы столкнулись друг с другом, создав серьезное препятствие для интеграции и развития региона.

Главной целью новой организации ШОС является мирное посредничество между Нью-Дели и Исламабадом, а также, безусловно, достижение более широкого соглашения, которое может включать и Афганистан. Кабул является ярким примером того, как ШОС может предложить идеальную основу для окончательного мирного урегулирования. Это отражает мнение, высказанное во время встречи между Пакистаном, Индией, Россией, и Афганистаном, состоявшейся несколько недель назад в Москве и посвященной сложной обстановке в этой стране. Безусловно, налицо конфликт интересов, и только через посредничество Пекина и Москвы можно будет достичь более широкого соглашения, положив конец шестнадцатилетнему конфликту.

Афганистан – хороший пример того, как ШОС намерена поддержать ОПОП. В этом смысле важно  отметить, что Москва и Пекин решили действовать в партнерстве, которое больше похоже на настоящий альянс с долгосрочными проектами, сроки завершения которых уходят далеко в 2030-е  годы. Степень приверженности России и Китая этим общим инициативам и проектам можно увидеть в ОПОП, ШОС, АБИИ и ОДКБ.

Безопасность и развитие

Пекин вполне осознает, что невозможно полностью победить терроризм, не заложив основ экономического роста в слаборазвитых странах Африки, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии. Террористические организации, как правило, имеют больше возможностей для вербовки боевиков из малообразованных и бедных слоев населения. ШОС призвана осуществлять управление и контроль в наиболее нестабильных районах стран-членов организации (Центрально-азиатские республики, Афганистан, граница между Индией и Пакистаном, отношения между Пекином и Нью-Дели), а также выступать в качестве посредника между сторонами. ОПОП и ШОС идут рука об руку, и одно не может успешно функционировать без другого, как  неоднократно заявляли Си Цзиньпин и Путин.

ШОС и ОПОП способны справиться с проблемами экономического роста за счет развития и прогресса. Достаточно взглянуть на основные проекты в рамках ОПОП, чтобы понять, какую степень и уровень интеграции они предусматривают. Евразийский сухопутный мост начинается в Западном Китае, а заканчивается на западе России. Экономический коридор Китай-Монголия-Россия начинается в северном Китае и ведет в восточные регионы России. Центральная Азия будет связана с Западной Азией, что в частности означает связь между Китаем и Турцией. Китайско-индокитайский коридор проходит от южного Китая до Сингапура. Коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма начинается в Южном Китае и завершается в Индии. Почти завершенный китайско-пакистанский коридор начинается в юго-западном Китае и ведет в Пакистан. И, наконец, морской маршрут, берущий свое начало на китайском побережье, проходит через Сингапур и достигает Средиземноморья в Греции, или, в будущем, в Венеции.

Очевидным является тот факт, что страны, подобные Индии, Сингапуру, Турции и Мьянме, не хотят упускать возможность присоединиться к этой инициативе, которая обещает в будущем произвести революцию в торговле и кардинально изменить лицо глобализации. Основные сегодняшние экономические проблемы, а также проблемы, связанные с терроризмом, во многом обусловлены отсутствием экономического роста, вызванным глобализацией, которая обогащает элиты за счет обычных людей. ОПОП стремится переосмыслить суть глобализации, избегая протекционистского дрейфа, который многие страны сегодня практикуют в ответ на агрессивный и неудачный подход к глобализации.

Пекин намерен внести радикальные изменения в структуру своей экономики, реконструировав производство и увеличив инвестиции в технологии, поощряя внутреннее потребление и превращаясь в страну, предлагающую миру не только товары, но и услуги. Для того, чтобы этот процесс был успешным, крайне важно будет реорганизовать региональные сети поставок путем передачи производства в более конкурентоспособные страны, которые будут играть важную роль в таких секторах как сельское хозяйство, логистика и промышленные проекты. В частности, Юго-восточная Азия представляется идеальным местом для перемещения китайских промышленных мощностей.

В этом процессе преобразования значительной части планеты, некоторые страны, в настоящее время не входящие в ШОС, являются, тем не менее, важной частью интеграционных схем и будут играть решающую роль в будущем. В частности, в силу своего географического положения к таким странам следует отнести Иран, Турцию и Египет. Важность этих трех стран для ШОС главным образом обусловлена необходимостью для этой организации продолжать свою работу по политической экспансии, и в будущем решать проблему военного противостояния с терроризмом и его распространением. Естественно, что такие страны как Иран и Египет уже выделяют значительную часть своих ресурсов для противодействия феномену терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Их вступление в ШОС было бы воспринято многими сторонниками ОПОП, и особенно Китаем, как возможность расширить свои проекты в районах Северной Африки и Ближнего Востока, которые в настоящее время переживают крайне неспокойные времена.

Не следует этому удивляться, поскольку даже такие страны как Иордания и Израиль принимаются во внимание Пекином в связи с важными инфраструктурными проектами по транспортировке опресненной воды в засушливые регионы. Китайское партнерство с Израилем сегодня прочно, как никогда прежде, с учетом различных факторов, таких как технологическое развитие и расширение нескольких израильских портов, с целью связать большее количество китайских морских путей с такими пунктами назначения в Средиземном море как Пирей в Греции и, возможно, Венеция в Италии. Вступление Турции в ШОС главным образом направлено на объединение основных региональных поставщиков и потребителей нефти и газа под единым зонтиком, гарантированным ШОС. Эти преобразования требуют немалого времени и такой степени сотрудничества, которую в настоящее время трудно поддерживать, однако, урегулирование ситуации в Сирии, а также кризиса в Персидском заливе между Катаром и Саудовской Аравией может ускорить и облегчить реализацию упомянутых планов.

Вступление в ШОС Ирана, Египта и Турции неизбежно, и оно получит мощное поощрение со стороны Китая и России, особенно в отношении будущих связей между ОПОП и другими инфраструктурными проектами, осуществляемыми в  рамках ЕАЭС. Преимущества такого развития событий для всех очевидны. Оно приведет к большей интеграции и активизации инфраструктурных связей, увеличению объемов торговли между странами и общему сотрудничеству, направленному на взаимное развитие.

Товары могут перемещаться из страны в страну на условиях, установленных на двусторонней основе, что часто благоприятствует более крупным странам, в отличие от их небольших соседей. Цель китайской «Глобализации-2,0», в сочетании с евразийским возрождением ЕАЭС, состоит в том, чтобы изменить будущее человечества, сместив всемирный полюс глобализации и развития на восток. Инициатива ОПОП огромна и беспрецедентна по своим  масштабам, учитывая, что она охватывает многочисленные районы мира, от Панамы (заинтересованной в расширении канала и реализации никарагуанского проекта нового канала) до Австралии, проходя через Европу, Ближний Восток, Азию и Персидский залив.

Естественно, что в таком сложном балансе Европа призвана сыграть решающую роль в будущем. Соединенные Штаты со своей политикой «сделать Америку снова первой» уже сожгли мосты с китайской революцией ОПОП, и сегодня надеются сорвать китайские глобальные планы. В то же время, европейские страны, включая Англию, Францию, Германию и Италию, уже начали подключаться к различным китайским инициативам. Похоже, что союзники Америки больше не желают слушаться своего бывшего босса. Европейский центральный Банк вложил более 500 миллионов долларов в китайскую валюту, а Лондон, вместе с Римом, Берлином и Парижем, был представлен в Пекине на саммите, посвященном запуску ОПОП. Франция, Германия и Англия направили в
Пекин высокопоставленные делегации, а Италия была представлена непосредственно премьер-министром. Для Европы, крупнейшего экспортера в Китай и второго по величине регионального блока, импортирующего из Китая, является лишь вопросом времени, когда она станет неотъемлемой частью ОПОП, стремясь добраться до Ирана, Турции и Египта с целью диверсифицировать источники поставок энергоносителей, разумеется, в рамках ОПОП.

В этом процессе евразийской интеграции, есть некоторые ключевые страны, которые следует иметь в виду, но первые шаги уже сделаны: сформированы почти неразрывные связи между Москвой и Пекином, а кроме того Пакистан и Индия усажены за общий стол. Благодаря взаимопониманию между Индией, Россией и Китаем, а также в условиях отсутствия враждебности по отношению к проекту в Иране, Израиле, Германии, Англии, Турции и Египте, можно будет ускорить эти глобальные перемены, доведя их до африканских стран, монархий Персидского залива, стран Южной Азии, и даже Южной и Центральной Америки.

Даже такие исторические союзники Вашингтона как Израиль, Саудовская Аравия и Евросоюз, колеблются перед лицом такой заманчивой возможности расширить свои горизонты и получить значительные выгоды. Что касается их союза с Соединенными Штатами, то в нынешнем мире, стремительно движущемся к многополярному устройству, даже Эр-Рияд, Тель-Авив и Лондон не могут себе позволить роскошь игнорировать этот проект, который, возможно, больше, чем любой другой, изменит мир в ближайшем будущем. Не стать частью этого процесса было бы непростительной ошибкой.

У Соединенных Штатов имеются два диаметрально противоположных варианта. Они могут сотрудничать с проектом ОПОП, пытаясь сформировать собственную сферу влияния, хотя и меньшую, чем у стран, расположенных на евразийском континенте. Но, разумеется, для Вашингтона недостаточно просто быть частью какого-либо проекта, пусть даже грандиозного, поскольку он привык быть во главе и подчинять себе интересы других стран. Если Соединенные Штаты предпочтут попытаться саботировать ОПОП своими обычными инструментами, такими как терроризм, весьма вероятно, что страны, исторически близкие к Вашингтону, такие как Пакистан и Саудовская Аравия, подвергнутся китайскому экономическому давлению и будут вынуждены вместо этого действовать в более позитивном ключе.

Сотрудничество против угроз

Основной вопрос состоит в том, сумеет ли китайское экономическое стимулирование перевесить военные угрозы, исходящие от США. В этом отношении решающим фактором станет ШОС, если организация расширит свое влияние за пределы евразийского блока на страны Африки и Ближнего Востока. На данный момент ШОС нельзя назвать военным блоком, выступающим против НАТО. Все будет зависеть от того давления, которое Соединенные Штаты окажут на страны-участницы. Поэтому, вполне вероятно, что ШОС будет развиваться в направлении включения в свою повестку дня мощного военного аспекта с целью противостоять американским усилиям по дестабилизации.

Сегодня трудно предсказать, будет ли Америка вести себя нейтрально или воинственно. Однако, учитывая недавнюю историю, американская враждебность, вероятно, заставит Москву и Пекин дать ассиметричный ответ, который ударит по Вашингтону там, где ему можно причинить максимальную боль, то есть в области его экономических интересов. Действия, направленные против глобального влияния американского доллара, и в частности системы нефтедоллара, судя по всему, являлись бы наилучшим выбором для продвижения ОПОП, поскольку они представляют угрозу масштабной дедолларизации, которая закончится катастрофой для Вашингтона. Это означало бы ядерный вариант, который Пекин и Москва также принимают во внимание, будучи полны желания ускорить этот экономический глобальный сдвиг.

Будущее человечества, похоже, меняется захватывающим и беспрецедентным образом. Всеобщая интеграция евразийского блока в конечном итоге приведет к изменению хода истории, позволив странам, которые в настоящее время слабы и бедны, противостоять колониальному давлению, а также расширять свое сотрудничество и диалог другими странами. Вообще, мир как метод развития синергии и процветания, по-видимому, представляет собой новую парадигму, противоположную войне и разрушениям, преобладавшим на планете на протяжении последних десятилетий.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий