Судебная тяжба между «Роснефтью» и частной компанией АФК «Система» спровоцировала обеспокоенность инвесторов

АФК «Система» и ее владелец в течение многих лет старательно держались подальше от российской политики, надеясь избежать таких юридических проблем, которые нередко преследуют в этой стране крупные частные компании. Однако, поскольку компания выросла в крупнейший в стране частный конгломерат, она все же оказалась втянутой в многомиллиардную юридическую схватку.

xw_1006594

Спор между «Системой» и «Роснефтью», государственной нефтяной компанией, продолжается с момента национализации «Башнефти» в 2014 году, которая стравила между собой две важнейшие компании страны. Последний поворот в их длительной борьбе с переменным успехом произошел в понедельник, когда «Система» предупредила банки об имеющихся у нее проблемах, связанных с погашением кредитов на сумму 66 миллионов долларов.

Конфликт между двумя этими компаниями стал еще одним тревожным сигналом для инвестиционного климата в России. Поскольку экономика в целом стагнирует на фоне санкций и низких цен на нефть, эта нездоровая обстановка породила такой феномен как борьба элит за передел «уменьшившегося пирога», причем компании используют для достижения преимуществ суды и правоохранительные органы, широко известные своей уязвимостью перед коррупцией.

АФК «Система» и ее главный владелец Владимир Петрович Евтушенков, на протяжении многих лет оставались в стороне от политики. Так, в свое время компания без потрясений пережила отставку мэра Москвы, и удержалась от втягивания в политическую борьбу, хотя многие из ее активов находятся в столице. В настоящее время численность сотрудников «Системы» составляет 150 тысяч человек, а доходы, по данным самой компании, составляют около 1 процента валового внутреннего продукта России.

Конгломерат, среди активов которого имеются самые разные предприятия, от сельскохозяйственных ферм до оператора сотовой связи, надеялся, что оставаясь вдали от центра политической жизни, ему удастся избежать юридических затруднений. Давно известно, что менеджеры крупных компаний, которых считают нелояльными по отношению к Кремлю, раньше или позже превращаются в мишени и сталкиваются с преследованиями и судебными исками. Хотя Владимир Евтушенков во время национализации компании «Башнефть» в 2014 году был помещен под домашний арест, поскольку он никогда не соприкасался с оппозиционной политикой, многие воспринимают это как следствие спора между хозяйствующими субъектами.

Этот спор начался с потери «Системой» принадлежавшей ей нефтяной компании «Башнефть» в результате национализации в 2014 году. АФК «Система» аккумулировала контрольный пакет в «Башнефти», покупая акции у региональных элит, которые в свою  очередь приобрели их несколькими  годами  ранее у регионального правительства.

Во время национализации чиновники утверждали, что федеральное правительство России допустило в свое время ошибку, передав «Башнефть» в собственность региональных властей, и аннулировали все последующие сделки. А затем контрольный пакет акций «Башнефти» был продан компании «Роснефть».

В настоящее время государственная энергетическая компания подает в суд на АФК «Система» в связи с ненадлежащим управлением компанией «Башнефть» и нанесения ущерба ее активам, требуя компенсацию в размере 3 миллиардов долларов. В свою очередь, АФК «Система» опровергает эти обвинения.

В понедельник «Система» объявила технический дефолт на общую сумму 3,9 миллиарда рублей или около 66 миллионов долларов. Компания заявила, что технический дефолт, то есть официальное уведомление о невозможности соблюсти некоторые условия по части ее задолженности, произошел потому, что суд, рассматривающий дело, заморозил активы «Системы», используемые в качестве обеспечения по кредитам.

Частная компания заявила, что она погасит задолженность по кредитам, и что она не ожидает, что банки потребуют досрочного погашения.

Этот конфликт спровоцировал серьезную обеспокоенность инвесторов, и акции «Системы» в понедельник упали в цене примерно на 3 процента.

«Система» пыталась привлечь международные инвестиции в российскую экономику. В нынешнем году она провела первичное размещение акций одной из своих дочерних компаний «Детский мир», владеющей обширной сетью магазинов игрушек. Это было первое IPO в России после кризиса.

Конфликт между компаниями также пролил свет на трудности, с которыми сталкивается сама «Роснефть, которая не может привлекать ресурсы напрямую из международных банков, поскольку она подпадает под санкции в связи с украинским конфликтом. Санкции запрещают любое долгосрочное кредитование этой энергетической компании.

В интервью российской деловой газете РБК в прошлом месяце глава АФК «Система» Михаил Шамолин заявил, что было бы проще разобраться, если бы у судебного иска имелся политический контекст. Система могла бы защитить себя, сказал он, «если бы была какая-то логика, которую обсуждали бы в прессе, что компания вела себя неправильно — по понятиям — и к ней предъявляют после этого претензии… Я не говорю, что это правильно, но это можно было бы хоть как-то понять».

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий