Источник перевод для mixednews – molten
13.12.2011
Самая дорогая военная программа в американской истории вот-вот станет ещё дороже.
Единый ударный истребитель F-35, призванный заменить почти все до одного тактические боевые военные самолёты в ВВС, ВМС и Корпусе морской пехоты США, на разработку, производство и обслуживание в течение следующих 50 лет уже обходится в триллион долларов. Теперь его стоимость должна возрасти ещё больше, после того, как команда из пяти экспертов Пентагона без лишней огласки провела мониторинг и выявила 13 различных недостатков конструкции. Стоимость исправления уже выпущенных истребителей должна обойтись до миллиарда долларов, не говоря уже о тех, которые ещё должны быть выпущены.
Кроме того, что он будет стоить больше, F-35 может отнять больше времени, чтобы закончить испытания. Это может заставить отложить боевой дебют истребителя на время не раньше 2018-го года — что на семь лет дольше, чем планировалось изначально. И всё это происходит в то время, когда Пентагон принуждают провести крупные сокращения расходов.
Ведущий пентагонский покупатель вооружения Фрэнк Кендалл созвал в октябре совет т.н. «быстрого обозрения». Отчёт совета — 55-страничный доклад, наполненный техническими терминами и сложными графиками, просочился на публику в эти выходные. Кендалл и компания выявили длинный список недостатков F-35, в числе которых, плохо размещённый хвостовой крюк, отстающие датчики, ошибки системы электропроводки, и структурные трещины.
Некоторые из проблем, например, ошибки электропроводки, были известны ещё до «быстрого обзора», другие только что были обнаружены. Участники дискуссии все их подробно описали, и впервые связали их с базовыми проблемами всей программы. Самое зловещее, что доклад лишь упоминает, но не рассказывает о «засекреченных» недостатках. Другими словами, F-35 может быть не настолько невидимым для радаров, как утверждает его создатель Lockheed Martin.
И каждое изменение требует времени и стоит денег. Чтобы в этом году расплатиться за устранение недостатков, Пентагон сократил заказ F-35 с 42 до 30 штук. Заказ на следующий год сократился с 35 до 30 машин. «Ремонт буквально перекрывает нам кислород, ложится непомерным финансовым бременем», говорит правительственный руководитель программы, вице-адмирал Девид Венлет.
Новости о дополнительных затратах и задержках не могли появиться в более неподходящее время для ударного истребителя. С 2010 года программа уже два раза подвергалась реструктуризации, каждый раз всё более растягиваясь по времени, и становясь всё дороже.
Почувствовав запах крови в воде, на случай провала программы ударного истребителя F-35, другой подрядчик, Boeing, стёр пыль с планов по совершенствованию F-15 и F-18, чтобы продать их Пентагону.
Как говорит сенатор Джон Маккейн, «Если ситуация не улучшится, и быстро, налогоплательщики и военные начнут настаивать на том, чтобы в отношении программы рассматривались любые варианты. Мы просто больше не можем продолжать в таком духе».