Россия и Китай ведут переговоры о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали между Харбином, крупнейшим городом и административным центром китайской провинции Хэйлунцзян, и российским портом Владивосток. Стоимость проекта оценивается в 19 миллиардов долларов.
Подпись к изображению: Порт Владивосток
Недавно этот проект обсуждался в Пекине в ходе встречи между российским министром развития Дальнего Востока Александром Галушкой и генеральным директором китайской корпорации China Railway Dongfang Group Цай Цзэминем, который представлял интересы China Railway Group Limited.
Запланированная железнодорожная магистраль общей протяженностью в 380 километров будет проходить через двенадцать станций, а поезда будут двигаться по ней со средней скоростью 250 километров в час. Прокладка трассы с китайской стороны, от Муданьцзяна до Харбина, уже ведется.
«Первоначально эта магистраль рассматривалась как маршрут для пассажирских перевозок. Однако, после оценки экономических параметров проекта, было решено принять во внимание в том числе и транспортировку товаров», – сказал Цай Цзэминь.
Он отметил, что с китайской стороны в приграничной зоне проживают более 65 миллионов человек, а это означает, что новая магистраль будет пользоваться большим спросом со стороны пассажиров. Он добавил, что интегрированный курортно-развлекательный комплекс в Приморском крае, столицей которого является Владивосток, также будет, по всей вероятности, привлекать китайских туристов. По его словам, в 2016 году дальневосточный регион России посетили около 420 тысяч китайских граждан.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока заявило, что новый маршрут Харбин-Владивосток будет способствовать интеграции между Евразийским экономическим союзом и «экономическим поясом Шелкового Пути».
Заместитель министра Александр Крутиков заявил в интервью изданию Asia Times, что в настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта, результаты которого должны быть представлены в сентябре 2018 года.
Руководитель экспертного сообщества Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета Максим Кривелевич рассказал корреспонденту Asia Times, что этот проект может иметь как макроэкономические и микроэкономические позитивные последствия. Однако, от также предупредил, что западные санкции в отношении России могут оказаться препятствием к его реализации.
«Для осуществления проекта прокладки новой магистрали необходимы серьезные инвестиции, – сказал Кривелевич. – Однако, в феврале следующего года ожидается вступление в силу нового пакета финансовых санкций США против Российской Федерации. Крупные проекты, требующие масштабного финансирования от международных кредиторов и финансовых организаций, могут подпадать под действие этих санкций».
Кривелевич полагает, что в случае ужесточения санкций против России, китайские банки, активно взаимодействующие с американскими и европейскими клиентами, вряд ли сочтут возможным принять участие в этом проекте.
«Безусловно, политическая воля, наличие рабочей силы и земли имеют большое значение, но главное в любом проекте – это капитал, – сказал эксперт. – Если он может быть инвестирован в Россию без опасения санкций, проект будет реализован. Ведь спрос на перевозки в регионе огромен. Поток товаров, которые могут перемещаться из Азии в Европу, поистине бесконечен. Чем лучше функционирует транспортный коридор, тем быстрее будет расти объем товарооборота. Однако, все зависит от финансовой стороны проекта».
В 2014 году Министерство транспорта Российской Федерации, Государственный комитет Китая, корпорации «Российские железные дороги» и China Railway подписали меморандум о сотрудничестве по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Так, было принято решение о том, что высокоскоростная железнодорожная ветка, связывающая Москву и Казань, протяженностью 760 километров, будет построена с использованием китайских технологий. Ожидается, что обслуживание пассажиров на этом маршруте начнется в 2023 году.
Кроме того, известно, что Россия планирует масштабную модернизацию Транссибирской магистрали, которая имеет общую протяженность 9288 километров от Москвы до Владивостока и является важной частью транспортного коридора между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Президент Владимир Путин выделил 2,5 миллиарда долларов США на модернизацию Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали в 2017-2018 годах.
Китайская государственная корпорация China Railway Group осуществляет проекты по строительству железных дорог во всем мире. Только на территории Китая компания к настоящему времени проложила более 90 тысяч километров железных дорог и более 100 тысяч километров автомобильных трасс.