Когда речь идет о проблеме неравенства доходов, то Россия Владимира Путина вряд ли является страной, в одну компанию с которой большинство американцев хотели бы попасть. Тем не менее, элиты обеих стран теперь имеют примерно одинаковую долю в национальном богатстве.
Новые данные взяты из всеобъемлющего доклада о глобальном неравенстве, опубликованного в четверг World Inequality Lab. Обзор, среди авторов которого известные экономисты Томас Пикетти и Эммануэль Саес, объединяет выводы более 100 исследований. Доклад появился на фоне подготовки республиканцев к принятию налогового законопроекта, который исповедует ту же философию «просачивания благ сверху вниз», которая, как говорится в докладе, несет ответственность за значительный рост неравенства в Соединенных Штатах.
В Соединенных Штатах и Европе когда-то были схожие уровни неравенства, говорится в обзоре. Сегодня Соединенные Штаты ближе к странам Тропической Африки, чем к Европе. Авторы объясняют, что «массовое образовательное неравенство» в Америке, сокращение налогов для богатых при Рональде Рейгане и Джордже Буше и увеличение зарплат для руководства в значительной степени виноваты в этом.
В последние десятилетия неравенство в доходах увеличилось почти во всех странах, но с разной скоростью, что указывает на то, что институты и политика имеют важное значение в процессе формирования неравенства.
Неравенство в регионах мира сильно различается. В 2016 году доля общего национального дохода, которая принадлежит 10-процентной верхушке получателей доходов, составляла 37 процентов в Европе, 41 процент в Китае, 46 процентов в России, 47 процентов в США и Канаде и около 55 процентов в странах Африки к югу от Сахары, Бразилии и Индии. По оценкам исследователей, на Ближнем Востоке самое большое неравенство в мире, где 10 процентам населения принадлежит 61 процент национального дохода.
Распределение доли национального богатства среди 10-процентной верхушки получателей дохода по странам, 2016 год
С 1980 года неравенство доходов быстрее растет в Северной Америке, Китае, Индии и России. В Европе темпы роста относительно умеренные. С широкой исторической точки зрения это увеличение неравенства знаменует собой конец послевоенного эгалитарного режима, который в этих регионах приобрел разные формы.