Тихий туристический поселок на берегу озера Байкал неожиданно стал местом вспышки гнева русских националистов, вызванную тем, что китайские инвесторы скупили недвижимость в прибрежной зоне. Российские газеты разжигали общественное возмущение, публикуя материалы с заголовками, в которых употреблялись такие слова как «китайское вторжение», «завоевание», и даже «китайское иго», напоминающие о монгольских набегах эпохи средневековья.
Подпись к изображению: Поселок Листвянка на берегу Байкала популярен среди китайских туристов и инвесторов на рынке недвижимости
Интернет-петиция, собравшая 55 тысяч подписей, в то время как население самой Листвянки составляет менее 2 тысяч человек, гласит, что Пекин стремится превратить этот район в китайскую провинцию. Люди обращаются к президенту Владимиру Путину с просьбой запретить продажу земли китайцам. Петиция получила широкий резонанс в СМИ.
«Люди в панике! Власти бездействуют, и если эта ситуация не изменится, мы будем и дальше терять наши уязвимые территории! Нашу собственность!», – гласит петиция на сайте Change.org, размещенная некой Юлией Иванец. На своей странице в популярной российской соцсети «Вконтакте» Иванец называет себя жительницей Ангарска. «Мы пустили козла в огород», – пишет она. Попытки связаться с госпожой Иванец по электронной почте или через социальные сети не увенчались успехом.
Это послание разжигает давние опасения среди россиян по поводу экспансии быстро развивающегося и многонаселенного Китая. Безлюдная и экономически слаборазвитая восточная треть России считается уязвимой перед крупномасштабной китайской иммиграцией.
В то же время, эта растущая напряженность среди местного населения противоречит дипломатическим усилиям лидеров обеих стран и угрожает разрушить грандиозные перспективы зарождающегося российско-китайского псевдо-альянса.
Москву и Пекин связывает «всеобъемлющее стратегическое партнерство, которое на протяжении прошедшего года сопровождалось постоянной координацией действий на самом высоком уровне», – сказал министр иностранных дел Китая Ван И во время своего визита в Москву в декабре.
Россия нуждается в китайских инвестициях, чтобы стимулировать свою экономику, которая пострадала в результате западных санкций, введенных в наказание за вмешательство на Украине. Между тем, Китай сделал инвестиции в Россию и другие евразийские страны одним из своих главных приоритетов в рамках стратегии «Один пояс, один путь», суть которой заключается в масштабном строительстве инфраструктурных объектов по всей территории региона.
В то же время, на местном уровне взаимное недоверие и культурная отчужденность угрожают свести на нет всю тщательную дипломатическую работу лидеров обеих стран.
Виктор Синьков, руководитель юридического отдела администрации поселка Листвянка, сказал, что активность китайцев в сфере недвижимости вызвала возмущение у местных жителей. «Люди на самом деле встревожены тем, что китайцы скупают здесь все подряд. Они строят огромные отели. Они меняют внешний вид домов. Их реклама теперь повсюду, на каждом заборе», – сказал он.
Хотя в петиции Юлии Иванец утверждается, что китайские девелоперы уже скупили 10 процентов лучшей недвижимости в поселке, Синьков заявил, что на самом деле это преувеличение. По его мнению, реальная цифра намного меньше. В то же время, китайские агентства считают своей обязанностью рассказывать туристам о том, что Байкал, самое глубокое в мире пресноводное озеро, было частью Китая в годы правления династии Тан и в эпоху империи Хань. «Люди нередко говорят – все это означает, что китайцы хотят вернуться», – рассказал Синьков.
Действительно, многие китайские туристические сайты напоминают посетителям, что озеро Байкал когда-то принадлежало Китаю. Так, туристическое агентство Cassia, рекламируя путешествие на озеро Байкал, обращается к прошлому Китая: «Во времена империи Хань оно называлось Северным морем … на протяжении долгого времени это была территория Китая».
Китайские туристы рассказывают о дружественном и теплом приеме со стороны российских хозяев, особенно зимой, которая в Сибири традиционно является низким туристическим сезоном.
Шень Чжефань, видеопродюсер из Шанхая, приезжал на Байкал в прошлом месяце, поскольку давно мечтал увидеть знаменитое замерзшее озеро и здешние снежные просторы. Он сказал, что не встретил в России никакой враждебности. «Когда я был там, подавляющее большинство туристов составляли китайцы», – сказал он.