Способны ли европейцы защитить Европу?

Европейские державы долгое время сопротивлялись идее создания наднациональных оборонных институтов, вместо этого полагаясь главным образом на блок НАТО и Соединенные Штаты Америки. До 1989 года стратегические интересы Западной Европы и США совпадали, поскольку трансатлантические державы находились в противостоянии с враждебным Советским Союзом. Однако, после завершения холодной войны европейцы так и не взяли на себя ответственность за мир и безопасность на собственном континенте. Могут ли они сделать это сейчас?

Europe-snip-2-e1515626091532

Жизнерадостное и оптимистическое настроение, воцарившееся в Европе после окончания холодной войны, было разрушено жестокой и кровопролитной боснийской войной в 1992-1995 годах, военным конфликтом в Грузии в 1991-1993 годах, а затем войной в Косово в 1998-1999 годах.

Эти потрясения на рубеже веков стали катализатором напряженной дискуссии по поводу способности Европы решать собственные проблемы безопасности. В частности, бессилие Европы в Косово подчеркнуло остроту этой проблемы, однако в результате не было достигнуто какого–либо реального прогресса.

Ее обострению способствовала и массовая миграция из стран Африки и Ближнего Востока, всплеском внутреннего экстремизма и насилия, а также результаты референдума о выходе Британии из Евросоюза в 2016 году. Неопределенность позиции президента США Дональда Трампа по поводу обязательств США в отношении НАТО, а также политические разногласия вокруг парижского климатического соглашения и ядерной сделки с Ираном дали дополнительный толчок обсуждению проблем европейской обороны.

Еще до избрания Дональда Трампа аналитики нередко утверждали, что «способность Европейского Союза коллективно обеспечивать оборону своих границ и безопасность вызывает серьезные сомнения», а также что «безопасность и оборона приобрели первостепенную важность в рамках общеевропейского проекта». Глобальная стратегия ЕС в 2016 году гласила: «инвестиции в безопасность и оборону носят неотложный и экстренный характер». В этом документе также утверждалось, что «полномасштабный оборонительный потенциал необходим для реагирования на внешние кризисы, укрепления обороноспособности наших партнеров и как гарантия безопасности Европы». В нем также подчеркивалось, что «укрепление военного потенциала европейских стран должно осуществляться с учетом максимальной совместимости».

Лиссабонский договор 2007 года был призван «способствовать ощутимому прогрессу в отношении уровня инвестиционных расходов на оборонную технику, а также на цели развития оборонных возможностей для проведения совместных миссий и операций на основе единого принципа формирования вооруженных сил. В качестве механизма достижения указанных целей предполагалось постоянное структурированное сотрудничество (PeSCO).

Впрочем, благодаря PeSCO удалось достичь лишь весьма «ограниченного прогресса». Участие в PeSCO допускается только для стран ЕС, удовлетворяющих критериям дополнительного протокола №10 к Лиссабонскому договору. В отличие от принятой в Евросоюзе нормы единогласности, Европейский Совет решил ограничиться квалифицированным большинством голосов по вопросам, связанным с PeSCO, чтобы избежать возможной блокировки со стороны несогласных членов альянса.

Совместное заявление по вопросу о PeSCO было представлено ЕС 23 странами-членами в ноябре 2017 года. В нем изложены 20 обязательств, включая увеличение военных бюджетов до 2 процентов ВВП в реальном выражении, увеличение капитальных затрат на оборону до 20 процентов общих военных расходов, более активное участие в совместных проектах по усилению потенциала стратегической обороны, развитие взаимной совместимости вооруженных сил, оптимизацию многонациональных структур и использование Европейского оборонного агентства EDA в качестве форума для развития общеевропейского оборонного потенциала.

PeSCO будет тесно связан с новым ежегодным координированным обзором состояния европейской обороны, инициативой EDA, предусматривающей систематический контроль планов расходов на национальную оборону, а также взносов в Европейский фонд обороны, который формируется в настоящее время. Первоначальные проекты PeSCO будет переданы в Европейскую комиссию для одобрения в начале 2018 года и будут посвящены «обучению, развитию военного потенциала и оперативной боеготовности».

В качестве стимула более к тесному сотрудничеству, координации и функциональной совместимости вооруженных сил, может служить активное наращивание военного потенциала противодействующими странами. Судьба достижения эффективной интеграции в области оборонной политики, возможно, зависит от растущей негативной реакции на европейскую интеграцию в целом, а также в других политических сферах. Европейские избиратели все больше обеспокоены тем, что потеря суверенитета и размывание национальной культуры приведут к политизации европейской интеграции. Наиболее ярким примером такого феномена является Брексит.

Более того, национальная оборона и осуществление суверенных прав остаются неотъемлемой частью полномочий национальных государств. Французский стратегический обзор, опубликованный в 2017 году, решительно подчеркнул это, настаивая на том, что «сохранение полномасштабных и сбалансированных вооруженных сил имеет решающее значение для обеспечения национальной независимости Франции , стратегической автономии и свободы действий. Что касается экономической сферы, в обзоре было сказано, что «высокий уровень амбиций в области производства и технологий является вопросом суверенитета и основой нашей стратегической автономии». Это противоречит взглядам президента Эмануэля Макрона на национальный суверенитет и европейскую интеграцию в целом.

Содержащийся в докладе намек на «постоянное структурированное сотрудничество и Европейский фонд обороны» изобличает противоречие между стратегической автономией и интеграцией самых мощных в Евросоюзе вооруженных сил в наднациональный институт. Аналогичным образом, Италия, еще одна крупная европейская держава, заявляет в своем официальном документе от 2015 года о необходимости «сфокусировать внимание на тех географических регионах, которые являются приоритетными с точки зрения национальных интересов» и «отодвинуть на задний план другие кризисные явления». Германские социал-демократы выступают против увеличения расходов на оборону до 2 процентов ВВП, и их включение в новое коалиционное правительство создаст проблемы для PeSCO.

Достижение эффективной взаимной совместимости, развитие военного потенциала и повышение боеготовности, а также единство командования, когда речь идет о 23 суверенных странах – поистине геркулесова задача. Необходимо будет учитывать историческое наследие разноречивых национальных подходов, а неизбежно разнящиеся национальные интересы будут возникать просто в силу географических факторов. В Восточной Европе набирает силу российская угроза, а страны, расположенные на побережье Средиземного моря, будут главным образом сосредоточены на ближневосточном хаосе и угрозах, исходящих от неуправляемых пространств Северной Африки. Кроме того, придется преодолевать особенности внутренней политики, в частности распространенность евроскептицизма и эффекты стратегической культуры.

Тот факт, что проблема европейской обороны и безопасности получила новую жизнь, является симптоматичным и означает признание тектонических сдвигов, происходящих в отношениях между великими державами. Тем не менее, даже в условиях обострения серьезных стратегических проблем, нет никакой гарантии, что национальные интересы стран членов Евросоюза будут объединены в совокупность общих интересов европейской обороны. Участие в PeSCO можно считать обнадеживающим фактом, но впереди еще долгий путь, прежде чем Европа сможет эффективно защищать себя.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий